Одно из последних авиапроисшествий в этом году было зарегистрировано всего несколько дней назад - 26 октября. В Красноярском крае неподалеку от населенного пункта Таежный Богучанского района упал самолет Ан-2. Из четырех человек, находящихся на борту, двое погибли. Один из погибших - владелец самолета, который сам сидел за штурвалом.
Уцелевшие пассажиры сообщили, что причиной крушения стала поломка в двигателе. Пилоты искали, где посадить самолет, но не смогли - он упал и загорелся. Формулировка, которая используется при возбуждении уголовного дела в подобных случаях, стандартная: "нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта".
К сожалению, в случае с малой авиацией применять ее приходится все чаще. По данным МЧС, с начала нынешнего года зарегистрировано около двух десятков инцидентов с легкой авиатехникой, во многих случаях жертв избежать не удалось.
Вот лишь некоторые данные из этой тревожной хроники. 6 октября совершил жесткую посадку самолет Ан-2 в Белгородской области. Причина происшествия - заглох двигатель. На этот раз никто серьезно не пострадал.
Похожее происшествие 18 сентября в Советском районе Ханты-Мансийского АО неподалеку от поселка Зеленоборск закончилось серьезными травмами для двух пилотов и пассажира. Более резонансным был случай 16 августа в Якутии: тогда на борту Ан-2 было 11 пассажиров, включая детей. После вынужденной посадки самолет полностью сгорел. К счастью, пассажиров удалось эвакуировать.
В мае-июне в катастрофах с легкими самолетами погибло четыре пилота и два пассажира. 1 июня в Серпуховском районе Московской области упал спортивный самолет "Extra 330". За день до этого в Ростовской области при взлете разбился двухместный "СП-34", 26 мая вблизи аэродрома краснодарского авиаклуба потерпел крушение самолет-амфибия "Ч-22". 15 мая в Ставропольском крае задел за провода и загорелся сельскохозяйственный Ан-2, пилоту спастись не удалось.
Наше законодательство более чем лояльно к владельцам "малой" авиатехники. При этом стремительно растет и число аэроклубов, и компаний, использующих небольшие самолеты для проведения экскурсий, переброски туристов. Нередко такая техника находится в руках частных владельцев - на охоту слетать, например.
Если бы с такой частотой, как это происходит с маленькими самолетами, с неба сыпались авиалайнеры, число жертв шло бы на сотни и тысячи человек. Наверняка, случись такое на самом деле, меры уже были бы приняты. Но "малую" авиацию у нас как-то долго всерьез не принимали. Не принимают и сейчас - по инерции. А может, причина такого лояльного отношения со стороны государства и пониженного интереса к наведению порядка кроется в том, что на частных самолетах летают сильные мира сего? Люди между тем калечатся и гибнут.
"Увеличивается количество компаний и частных лиц, занимающихся разработкой, конструированием и сборкой сверхлегкой и легкой авиатехники, - сообщили "РГ" в Роструде. - Приобретаются и собираются самолеты иностранного производства. При этом практически вся эта техника полностью выпадает из сферы государственного контроля".
Регистрация легких самолетов носит уведомительный характер. В результате, по данным Росавиации, на учете сегодня состоит не более 10 процентов легкомоторной техники.
Причем речь идет не только о самолетах. К легкомоторной, или, как иногда говорят, "малой" авиации относятся и вертолеты, дельталеты, автожиры, парапланы, мотопарапланы, аэрошюты. Все это разнообразие сегодня можно увидеть на частных небольших аэродромах и в небе.
Формально львиная доля этой техники служит вроде как для развлечения и, как частенько уверяют владельцы, коммерчески не используется. Но при проведении проверок, утверждают в Роструде, выявляются многочисленные косвенные подтверждения того, что и грузы транспортируют, и людей перевозят, и туристов катают, и охотников на заимки доставляют, и поля и леса химикатами обрабатывают. Но все это зачастую никакими документами не оформляется. Этакий "частный извоз" под облаками.
Но если предприниматель игнорирует такую "мелочь", как оформление трудового договора с пилотом, не требует подтверждения его квалификации, то нет никаких гарантий, что все остальные формальности (например, следить за исправным состоянием техники) он будет соблюдать.
Егор Иванов, руководитель правового управления Роструда:
- Легкая и сверхлегкая авиационная техника, ее использование практически полностью выпадает из сферы государственного надзора и контроля, поскольку регистрация такой техники фактически не осуществляется. Понятно, что это создает условия для возникновения повышенного риска причинения вреда здоровью как пилотам, управляющим воздушными судами, так и третьим лицам - пассажирам, людям, оказавшимся в непосредственной близости от места крушения самолета.
В связи с участившимися случаями авиационных катастроф с участием самолетов такого класса государственными инспекциями труда с июня по сентябрь нынешнего года было проведено 215 проверок на предприятиях, использующих легкую авиатехнику в транспортных, туристических, спортивных целях. Мы проверяли, как работодатели, эксплуатирующие легкие и сверхлегкие самолеты, выполняют трудовое законодательство. Результаты удручающие.
Между тем малая авиация развивается стремительно. Только в трех российских регионах, где прошло наибольшее количество проверок, общая численность легких и сверхлегких самолетов, находящихся во владении частных лиц, составляет свыше 700. Я говорю сейчас о Башкортостане, Ставропольском крае и Ленинградской области. Но понятно, что и в других регионах - той же Московской области, к примеру, в Сибири, на Дальнем Востоке - увеличивается и количество компаний, использующих малую авиацию, и растет авиационный парк.
То, что владельцы самолетов игнорируют требования законодательства и не регистрируют их, связано, на наш взгляд, с минимальной административной ответственностью за подобное нарушение. Сегодня, согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, отсутствие регистрации воздушного судна наказывается предупреждением или наложением штрафа. Величина такого "наказания" - 100 рублей (как это предусмотрено ч. 1 статьи 19.22 КоАП). Понятно, что пока ответственность владельцев легких самолетов остается эфемерной, говорить о соблюдении ими правил безопасности тоже не приходится.