- В случае принятия поправок возможно возвращение к тем временам, когда возбуждение дел по налоговым преступлениям против предпринимателей использовалось как инструмент конкурентной борьбы: заказа в условиях конфликтов между партнерами, при сведении счетов между конкурентами или для оказания давления на генерального директора с целью добиться определенного решения, - считает Николай Остарков, вице-президент "Деловой России".
Новым законопроектом предлагается исключить особый порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Согласно пояснительной записке к законопроекту это является одной из основных причин низкой эффективности раскрытия налоговых преступлений. Однако возможность возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям на основании различных источников может спровоцировать рост заявлений, не подкрепленных достаточными основаниями, полагает президент "ОПОРЫ России" Александр Бречалов:
- Принятие в 2011 году соответствующего закона было призвано снизить давление на бизнес и сократить возможности для рейдерского захвата бизнеса с использованием правоохранительных органов. До принятия закона N 407-ФЗ существовала практика, когда уголовные дела возбуждались при отсутствии нарушений, найденных налоговыми органами. После принятия новых поправок для добросовестных предпринимателей будет существовать риск столкнуться с процессуальными последствиями возбуждения уголовного дела в виде ареста, изъятия имущества и другими проблемами. Кроме того, данные меры могут стать способом недобросовестной конкуренции между организациями.
Действующий порядок возбуждения налоговых уголовных дел был введен в 2011 году, чтобы прекратить масштабное коррупционное давление на бизнес через возбуждение уголовных дел по ст. 198-199.2 УК РФ по обвинению в неуплате налогов без подтверждения соответствующих фактов со стороны ФНС. Предприниматели отмечают, что новый порядок доказал свою эффективность и привел к реальному снижению давления на бизнес: фактов необоснованного уголовного преследования предпринимателей в этой сфере стало меньше. Так, если в 2009 году по этим статьям было возбуждено более 13 тыс. уголовных дел (из них лишь по 3037 были приняты обвинительные приговоры, 77% открытых дел развалились на этапе следствия или суда), то в 2011-м было возбуждено 1791 такое дело, а в 2012-м - 1171.
- С нашей точки зрения, ФНС действует очень последовательно и весьма эффективно. С одной стороны, ФНС идет по пути более четкого применения законодательства, а с другой стороны, не ослабевает контроль и надзор за деятельностью предпринимателей, - отмечает Николай Остарков.
Тем не менее авторы спорного законопроекта указывают на то, что когда у следователей отобрали право самостоятельно возбуждать уголовные дела, эффективность раскрытия налоговых преступлений снизилась. Так, в сравнении с началом 2000-х количество расследуемых налоговых дел сократилось почти в 30 раз. Такую статистику приводят в Следственном комитете. Однако бизнес-сообщество уверено, что обсуждать здесь нечего, так как речь идет не о раскрытии преступлений, а об открытии дел.
Если пару лет назад Россия взяла курс на либеральную политику по отношению к бизнесу, то сейчас дан задний ход, полагают многие. Не будет ли законодательство в дальнейшем ужесточено еще больше, задаются вопросом владельцы компаний.
- Конечно, предложение по изменению порядка возбуждения уголовных дел - разворот от либерализации к закручиванию гаек, который будут стараться преподносить, что, мол, политика пряника неэффективна и для нынешних экономических условий больше подходит кнут, при помощи которого скудеющий бюджет лучше пополняется налогами и сборами, - подчеркивает Ирина Парулева, налоговый консультант АКГ "Градиент Альфа". - Ничего нового, по сути, не придумано, речь идет о возврате старого порядка. Сейчас уголовное дело может быть возбуждено на основании материалов проверки и установленного налоговой инспекцией факта нарушения. Особую заинтересованность в отмене этого порядка проявляет именно СКР по причине затягивания сроков расследования. Пока налоговые органы вынесут решение о факте правонарушения, преступники, которым никто не мешает ознакомиться с материалами дела, уже могут скрыться либо уничтожить следы правонарушения. Вроде бы понятная позиция, однако по этой логике получается, что лучше сразу возбудить уголовное дело, а потом уже разбираться, в лучшем случае параллельно с налоговой. Беспокойство предпринимателей по этому поводу тоже понятно: бизнес боится давления, даже если это не непосредственное возбуждение уголовного дела - самого факта существования такой угрозы уже достаточно. Если прибавить к этому коррупционную составляющую, то страхи становятся еще более очевидными. А где гарантии, что не будет заказных дел?
- 2-3 года назад Россия взяла курс на развитие предпринимательской экономики и улучшение инвестклимата в стране. Создание новых высокопроизводительных рабочих мест, концепция продвижения на 100 шагов в рейтинге Doing Business, упрощение ведения бизнеса, снятие огромного количества барьеров - все эти меры были доказательством реального поворота и нацеленности на построение предпринимательской экономики, - говорит Николай Остарков. - Если сейчас экономика и не разворачивается в обратном направлении, то сигналы, которые даются с самого высокого уровня, воспринимаются весьма искаженно. В сложный экономический период многие предприниматели воспринимают такие сигналы как "сворачивание" развивающей политики.
Вот и инициативу СКР бизнес воспринял как крайне негативный сигнал, свидетельствующий о снижающейся правовой защищенности предпринимателей. Тем не менее достичь в этом вопросе компромисса возможно, уверен Александр Бречалов: "Поэтому мы и предлагаем для начала тщательно проанализировать ситуацию, все внимательно взвесить".