На пресс-конференции, предварившей показ "Московских окон", директор Новой оперы Дмитрий Сибирцев заметил, что это не случайный жест дружелюбия - в его планах создание "взаимодополняющей и взаимоподпитывающей сети московских оперных театров, при которой надобность в приглашении зарубежных певцов отпадет". По мнению Сибирцева, в связи с кадровыми назначениями последних нескольких лет (прозвучали фамилии Георгия Исаакяна, назначенного в театр Сац три года назад, Ара Карапетяна и Владимира Урина, работающих в новых должностях несколько месяцев), между театрами возникла реальная возможность договариваться и приходить к соглашению, как в вопросах о привлечении певцов, так и в вопросах репертуарной политики. С иронией помянув сезон, подаривший Москве четырех "Летучих мышей" одновременно, директор Новой Оперы отметил, что нынешний 200-летний юбилей Верди удается справлять без повторов - все московские театры готовят разные названия.
По поводу же, собравшем в этот вечер зрителей в Новой Опере, - 100-летнем юбилее Тихона Хренникова, говорили уже все участники проекта. Нельзя не отметить прекрасную выставку в фойе Новой оперы, посвященную композитору и собранную силами Музея музыкальной культуры имени Глинки. Директор музея Михаил Брызгалов напомнил, что 20 ноября в Музее Глинки откроется экспозиция, посвященная Хренникову, чье имя сегодня несколько померкло в сравнении с его выдающимися современниками, но достойно не только музейного каталога.
Об этом же говорили и музыканты. Дирижер "Геликон-оперы" Валерий Кирьянов, подготовивший концерт и вставший вечером за дирижерский пульт, отметил, что первая опера композитора "В бурю" написана с разницей всего в три года со знаменитой "Леди Макбет Мценского уезда" и язык ее едва ли менее сложен и интересен, чем язык Шостаковича. В целом смысл выступлений участников конференции сводился к необходимости восприятия Хренникова не только как любимого народного композитора-песенника, но и как автора сложных и серьезных произведений оркестрового и оркестрово-вокального жанра.
И в самом спектакле "Московские окна", показанном в этот вечер, главным сюжетом стал Хренников неизвестный. Большая часть номеров: фрагменты из опер "В бурю", "Безродный зять", "Золотой теленок", музыка к балетам и драматическим спектаклям - та часть творчества композитора, о которой массовый слушатель почти не имеет представления. Хотя и без любимой народом "Гусарской баллады", разумеется, не обошлось. Но стоит сказать - во многом композитор Хренников в спектакле "Геликона" обрел свое второе рождение, и серьезность его композиторской мысли заслуживает вдумчивого изучения. За открытие этой истины Дмитрию Бертману и артистам "Геликон-оперы" - отдельное спасибо.