"Молочная отрасль по сравнению с другими секторами сельского хозяйства сегодня, к сожалению, остается самой депрессивной", - отметил он.
По данным Росстата, в январе-сентябре 2013 года поголовье коров снизилось на 151 тысячу (около 2%), а валовой надой молока в хозяйствах всех категорий составил 25,4 млн тонн, что на 1,1 млн тонн (или 4%) меньше по сравнению с тем же периодом 2012 года. Объем промышленного производства сыра и сырных продуктов снизился на 8,6%, сливочного масла и молочных паст - на 0,8%, сухого молока - на 12,6%.
На фоне этого наблюдается рост импортной молочной продукции, которая более конкурентна по цене по сравнению с отечественным молоком. По данным ФТС России, за первые 10 месяцев 2013 года на территорию РФ ввезено более 68 тыс. тонн молочных товаров, что на 43% больше по сравнению с тем же периодом 2012 года. Основную долю от всей ввезенной молочной продукции составило сливочное масло - более 32 тыс. тонн, или 63,7%. Лидерами по экспорту сливочного масла в Россию стали Уругвай, Финляндия, Австралия, Аргентина и Франция. По мнению экспертов, именно в этих странах объем государственной поддержки молочного животноводства и молочной отрасли один из самых высоких в мире.
На фоне успешного развития молочной отрасли в западных странах в России наблюдается стабильное снижение продуктивности производства молока.
По мнению экспертного сообщества, депрессивная ситуация, сложившаяся в молочной отрасли, является отражением некорректной государственной политики в отношении производителей молока и всей молочной отрасли в целом.
"Конечно, одними из негативных факторов стало и вступление России в ВТО, и прошлогодняя засуха, и совпавший с ней рост цен на корма, что заставило производителей молока снижать объемы производства, но это были лишь косвенные факторы, которые усугубили и без того плачевную ситуацию в отрасли, - говорит председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. - Основными барьерами, тянущими отрасль вниз, являются колоссальные задержки сельхозпроизводителям обещанных государством субсидий. Из-за этого происходят постоянные проблемы с выплатой кредитов и портятся отношения с банками".
Такая ситуация порождает не только падение объемов производства молока, но, что еще хуже, формирует тенденцию к устойчивому росту фальсифицированной молочной продукции. "Недавно я был на одной крупной российской молочной выставке и подошел к стенду довольно известного бренда, - рассказывает сельхозпроизводитель, генеральный директор агрохолдинга "Комос Групп" Андрей Шутов. - Выяснилось, что эта компания производит около двух тонн творога в месяц, при этом на переработку на предприятие поступает ноль тонн сырого молока. И такие случаи, к сожалению, не единичны".
Рост объемов фальсифицированной молочной продукции подтверждают и другие данные. Так, недавно Роспотребнадзор провел проверку качества творога в санкт-петербургских продуктовых сетях и выяснил, что более 50% продукции, взятой на экспертизу, оказалось фальсификатом. Эксперты считают, что подобная проверка показала проблему не в отдельно взятом регионе, а раскрыла тенденцию, характерную для всей страны в целом.
Еще одним негативным фактором является крайне медленный процесс модернизации молочной отрасли по сравнению, например, с птицеводством и свиноводством. "Более 50% предприятий молочного животноводства являются предприятиями, в которые нет смысла инвестировать, - считает Андрей Даниленко. - Нам нужно строить абсолютно новые фермы, делать новые проекты. А для этого нужен приличный объем инвестиций. К сожалению, в государственной программе нет даже инвестиционных проектов к рассмотрению для молочного животноводства".
По мнению экспертов отрасли, нежизнеспособной является и существующая система государственных дотаций на литр молока, которая предусматривает содержание определенного количества жиров и белков в литре молока. Более того, такая стратегия не только не является драйвером роста объемов производства молока, она напрямую влияет на уменьшение этого объема.
Решения проблем отрасли, по мнению экспертов, как ни странно, простые, однако требуют их скорейшего исполнения.
Так, в первую очередь необходимо решить вопрос с задержками государственных субсидий, а также привязать дотации на литр молока, например, к росту продуктивности, но не к таким категориям, как содержание жира и белка, которые не имеют никакого отношения к росту производства.
Также, по мнению экспертного сообщества, необходимо решить вопрос о продлении субсидирования кредитов на срок до 15 лет. Оздоровить отрасль поможет и упрощенная процедура завоза скота из-за рубежа. И, конечно же, необходимо принять специальную государственную программу развития молочного животноводства и молочной отрасли в целом.
"Ситуация в отрасли тяжелая, но исправимая, - считает Андрей Даниленко. - От того, насколько правильные и оперативные решения сможет принять правительство в отношении молочного хозяйства, зависит не только молоко какого качества увидит потребитель на полках магазина завтра, но и сможет ли отечественный производитель молочной продукции составить по-настоящему серьезную конкуренцию западным игрокам, а молочная отрасль стать драйвером развития сельского хозяйства, как это происходит в большинстве развитых стран мира".