Ирина Анатольевна, сегодня много говорят о бюджетном дефиците и финансовой необеспеченности полномочий муниципалитетов. В своем докладе, посвященном внутренним ресурсам долгосрочного развития мегаполиса, вы в первую очередь отметили проблему унификации российского законодательства, регулирующего стратегическое планирование муниципалитетов. Как эти вопросы связаны и почему так важны?
Ирина Соловьева: Стратегическое развитие муниципалитетов - это как раз ответ тем вызовам, которые ставит перед нами жизнь. Сегодня нельзя сидеть сложа руки и ждать, когда ситуация изменится. Надо самим стремиться ее менять и учиться работать в условиях жесткого дефицита бюджета. Для этого у муниципалитетов должны быть эффективные стратегии социально-экономического развития. В этом году по инициативе Волгоградского отделения Всероссийского совета местного самоуправления была разработана "Стратегия социально-экономического развития Волгограда до 2025 года", получившая одобрение специалистов Института экономической политики имени Гайдара.
Во время подготовки документа мы столкнулись с разнообразием требований стратегического развития муниципалитетов. На мой взгляд, отсутствие в законодательстве четких ориентиров по содержанию Стратегии нередко является основной причиной декларативности его положений. Стратегия развития муниципалитета станет рабочим документом только тогда, когда она будет не только выявлять приоритеты развития муниципалитета, но и содержать способы и конкретные инструменты их реализации. Иначе заявленные цели, даже самые благие, будут недостижимы.
Важное условие развития муниципалитетов - наличие конструктивного диалога с региональными властями. Как достичь такого взаимодействия?
Ирина Соловьева: На встрече с участниками съезда президент России Владимир Путин четко дал понять, что общая задача - найти четкий баланс между объемами полномочий и ресурсов. Глава государства отметил, что вечно заниматься перераспределением финансов и полномочий нельзя. Пора, наконец, установить долгосрочные "правила игры". К сожалению, сегодня диалог между регионами и муниципалитетами осложнен прежде всего финансовыми разногласиями. Поэтому мы поддержали идею о повышении роли Совета муниципальных образований региона в вопросах регулирования взаимоотношений между муниципальным и региональным уровнями власти. Я предложила внести в законодательство норму, предоставляющую Совету муниципальных образований право согласовывать принятие основных документов региональных властей, включая Стратегию социально-экономического развития субъекта Федерации. Такие полномочия позволят Совету муниципальных образований стать настоящим представителем интересов жителей различных территорий региона и способствовать эффективному решению вопросов местного значения. На пути к этому Всероссийский совет муниципальных образований благодаря его председателю Вячеславу Тимченко проделал масштабную работу.
Ирина Анатольевна, одно из ваших предложений касалось и налаживания взаимодействия муниципалитетов с органами государственной власти. В чем его суть?
Ирина Соловьева: Как подчеркивалось на съезде, государственная и муниципальная власть должны работать как одна команда. К примеру, сложности развития мегаполиса связаны не только с земельными отношениями, но и с большим спектром вопросов технического контроля и регулирования, относящихся к компетенции территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти. Когда мы говорим о технологии "одного окна", снижающей административные барьеры для бизнеса, то речь должна идти о максимально полном перечне разрешительных и согласовательных процедур, предоставляемых предпринимателям в рамках одного контакта с органами власти.
Именно органы местного самоуправления могут стать той единой точкой доступа для инвесторов при реализации бизнес-проектов, которая будет обеспечивать прием и выдачу полного комплекта документов, взаимодействуя с соответствующими профильными государственными органами, в том числе при помощи электронного документооборота. Поэтому я выступила с инициативой зафиксировать в рекомендациях съезда необходимость изменения нормативно-правовой базы для создания предпосылок перехода на такую технологию работы. Считаю, что секция, в которой я работала на съезде, была одной из самых активных. Безусловно, это заслуга возглавлявшей ее Надежды Максимовой - заместителя председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам.
Среди основных барьеров на пути развития миллионного города вы в своем докладе назвали недостаточные полномочия. Какие сферы требуют особого внимания и скорейшей корректировки?
Ирина Соловьева: Полностью поддерживаю предложение о передаче и закреплении полномочий по распоряжению земельными участками органам местного самоуправления. Поясню на примере Волгограда, который является самым протяженным городом России и пятым по протяженности в мире. Из-за этой его особенности в границах муниципалитета имеются значительные свободные земельные участки, однако распоряжаться ими органы местного самоуправления не могут. При этом очевидно, что передача данных полномочий на региональный уровень с целью сокращения длительности и упрощения процедур предоставления земельных участков под строительство себя не оправдала.
Предприниматели не почувствовали предполагаемого снижения административных барьеров в сфере земельных правоотношений. В то же время малый и средний бизнес выступает важным ресурсом социально-экономического развития муниципальных образований. На съезде также прозвучало предложение полностью зачислять налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения, в муниципальный бюджет. Кроме того, сейчас в правительстве обсуждаются варианты финансового стимулирования малого бизнеса. Местный бюджет из-за хронического дефицита не может оказывать поддержку некрупному бизнесу, поэтому, на мой взгляд, очень важно обеспечить равную доступность механизмов государственной поддержки для предпринимателей из каждого муниципалитета страны.
Какие еще предложения, озвученные на съезде, нашли у вас отклик?
Ирина Соловьева: Еще одна актуальная для мегаполиса проблема - ограниченность полномочий муниципальных органов экологического контроля. Складывается парадоксальная ситуация, когда в городах, страдающих от негативного влияния промышленности на окружающую среду, муниципалитеты лишены возможности накладывать взыскания на предприятия-нарушители. Поэтому мы выступаем за передачу части полномочий по экологическому контролю на уровень муниципалитетов. Кроме того, мы полностью поддерживали положение итогового доклада съезда в сфере налогообложения, обслуживания жилого фонда, предоставления коммунальных услуг и по другим значимым для муниципальных образований вопросам.
По инициативе вице-премьера правительства РФ Дмитрия Козака в ближайшее время будут созданы рабочие группы, которые займутся выработкой конкретных предложений по совершенствованию развития местного самоуправления. Я готовлю материалы для работы в одной из таких групп, куда меня пригласили.
Ирина Анатольевна, особое место в вашем выступлении заняла тема ответственности власти. Проблема не нова...
Ирина Соловьева: Уверена, что законодатель должен шире применять нормы за фактическое бездействие властных структур по решению вопросов местного значения. К примеру, сегодня Волгоград оказался в числе отстающих по качеству дорог. А ведь дело не только в отсутствии денег. Обратите внимание на первопричину: органы местного самоуправления не приняли должных мер по регистрации городом в собственность муниципальных дорог и постановки их на учет в установленном порядке. Последний раз такая работа была проведена в 2008 году, и на сегодня на учет поставлено не более 10 процентов дорог. Отсюда - недофинансирование города из федерального бюджета на строительство и ремонт дорог, подготовку требуемой проектной документации.
Ответственность власти напрямую зависит от профессионализма чиновников и депутатов. Проблема компетентности и соответствия образования руководства муниципалитета характерна сегодня не только для Волгограда. Поэтому я обратила внимание на важность введения законодательного требования о наличии профессиональной квалификации и обязательной системной аттестации как сотрудников муниципалитетов, так и депутатов местных представительных органов власти. При этом для аттестации должны быть законодательно установлены соответствующие критерии, о чем говорилось в направленных мною материалах и звучало на съезде. Но главный фильтр от неквалифицированных решений органов власти местного самоуправления - это подотчетность их деятельности рядовым жителям. К сожалению, сейчас приходится констатировать, что в этой сфере много формального. Механизм народовластия нуждается в совершенствовании. Важен искренний диалог между властью на местах и гражданами - только в этом случае города будут развиваться.