На нем планируется обсудить перспективы сотрудничества наших стран в области энергетики и природных ресурсов, транспорта и инфраструктуры, в сфере регионального развития, торговли и взаимодействия малого и среднего бизнеса.
История наших взаимоотношений с бизнесменами Республики Корея началась в июле 1989 года, когда открылось представительство тогда еще советской ТПП в Сеуле. В то время там не было ни посольства, ни консульства, ни торгпредства. Даже дипломатические отношения между СССР и Южной Кореей были установлены годом позже - в сентябре 1990-го. А в 2004 году наше взаимодействие вылилось в создание Российско-Корейского делового совета, что явилось одной из форм поддержки инициативы российских предпринимателей, проявляющих конкретный интерес к развитию деловых связей с Южной Кореей.
Всего в системе ТПП РФ сейчас более 70 деловых советов, и российско-корейский - один из наиболее активных и результативных. Сейчас он превратился в действенный механизм предоставления вполне конкретных услуг, необходимых для делового общения с корейскими партнерами, включая консультирование, изучение рынка, проработку и продвижение инвестиционных проектов, урегулирование споров и многое другое. Важной составной частью деятельности российско-корейского делового совета является его активное участие в подготовке деловой части крупных государственных визитов в Россию и Республику Корея. Для этого мы с южнокорейскими партнерами определили формат мероприятия под названием "Российско-Корейский бизнес-диалог", в ходе которого предприниматели имеют возможность обсудить состояние делового сотрудничества в конкретных отраслях.
- В каких же отраслях сотрудничество наиболее перспективно?
Сергей Катырин,президент Торгово-промышленной палаты РФ: В первую очередь мы ориентируем наших предпринимателей на сотрудничество в передовых наукоемких инновационных отраслях. Так, в прошлом году во время бизнес-диалога в Москве темами для обсуждения были проекты в области медицины, альтернативной энергетики. Хочу отметить, что эти темы были настолько интересны для участников, что обмен мнениями затянулся до позднего вечера. Перспективным является сотрудничество в сфере ИКТ, электронной промышленности.
- Чему, на ваш взгляд, российским бизнесменам стоит поучиться у корейских коллег?
Катырин: В первую очередь, конечно, настойчивости, целеустремленности, трудолюбию и терпению при продвижении своих товаров и услуг на внешние рынки.
И, во-вторых, их активному и широкому использованию возможностей своих национальной и региональных палат, ассоциаций и союзов при отстаивании профессиональных интересов корейских компаний за рубежом.
- Какие перспективы имеет корейский бизнес на территории РФ? Могут ли локализоваться на нашей территории другие корейские компании, кроме общеизвестных Samsung, Hyundai, SsangYong, LG и т.д.?
Катырин: Перспективы, на мой взгляд, самые позитивные. Хотел бы сразу отметить, что присутствие в настоящее время большого числа южнокорейских компаний в реальном секторе экономики России является лучшим подтверждением перспектив дальнейшего расширения российско-корейского делового сотрудничества. Объем накопленных южнокорейских инвестиций в России составляет более 2,5 млрд долларов. Корейские компании работают в различных секторах промышленности и услуг России.
Мы надеемся на дальнейшее увеличение южнокорейского присутствия, учитывая многоотраслевой характер нашей экономики. В первую очередь это касается развития отраслей российской экономики, производящих товары с высокой добавленной стоимостью. Мы с удовольствием готовы принять у себя корейских бизнесменов, предлагающих использовать современные технологии на наших производствах и создавать там новые рабочие места.
Наше географическое соседство создает для корейского бизнеса перспективные варианты реализации проектов в районах Сибири и Дальнего Востока. Развитием этих регионов сейчас активно занято правительство РФ.
- Сотрудничают ли между собой представители малого и среднего бизнеса?
Катырин: Да, примеры подобного сотрудничества имеются, однако говорить об их значительном количестве рано. В основном отношения малого и среднего бизнеса строятся на основе "полезности" для среднего и крупного бизнеса, то есть в лучшем случае предоставления товаров и услуг на уровне субподрядных поставок.
Тем не менее палата считает одним из важнейших направлений своей деятельности оказание содействия российским малым и средним предприятиям при поиске ими партнеров за рубежом. Совместно с нашими партнерами из ТПП Республики Корея в течение последних 5 лет мы реализуем проект "Интернационализация малого и среднего предпринимательства через систему торгово-промышленных палат". Задачей проекта является ознакомление российского малого и среднего бизнеса с корейским опытом в этой области, а также консультации по условиям работы на корейском рынке и, конечно, прямые контакты с представителями малых и средних предприятий Республики Корея для поиска совместных проектов сотрудничества. За эти годы обучение в Корее прошли представители 24 региональных палат России. Очередной этап реализации проекта запланирован на начало декабря 2013 г.
Малое и среднее предпринимательство при благоприятных условиях и поддержке со стороны государства может стать основной составляющей экономики, источником значительного роста ВВП страны. Известно, что основатели компании "Самсунг" в 30-х годах прошлого века начинали с небольшого производства рисовой муки. Другая не менее известная корейская компания LG в начале 1940-х годов была скромной фирмой по производству косметической продукции. Подобные примеры есть и у нас: примерно так же развивалась наша авиационная промышленность, например, КБ им. А. Яковлева начинало свою деятельность, производя аэропланы и металлические кровати одновременно в кроватной мастерской.
- Как вы думаете, будет ли реализован проект восстановления Транскорейской железной дороги и какую пользу он принесет обеим странам?
Катырин: С точки зрения бизнеса, польза от восстановления очевидна. Это упрощение логистических схем, повышение эффективности взаимных поставок товаров, появление дополнительных рабочих мест. Российский бизнес, естественно, заинтересован в этом проекте, а вот будет он реализован или нет, конечно, зависит от решения вопроса, ответ на который должны дать политики. Нормализация ситуации на Корейском полуострове в целом лежит в основе этого и других проектов сотрудничества.