Эксперты J son&PartnersConsulting отметили, что высокий уровень проникновения смартфонов, как правило, обеспечивает оператору более высокий ARPU (средняя выручка на одного пользователя) за счет активного использования дополнительных услуг (VAS), но, с другой стороны, может приводить к еще более активному потреблению OTT-сервисов и снижению доходов от голоса и SMS.
По оценке YankeeGroup, каждый последующий рост проникновения смартфонов на 10% в Европе снижает доходы сотовых операторов от голоса и SMS на 1,5 млрд долларов ежегодно. Критический уровень проникновения смартфонов, после которого ОТТ-сервисы начнут играть заметную роль в снижении операторской выручки от традиционных услуг, оценивается в 35-50%. "В то же время, по опыту других развивающихся стран, можно сделать вывод, что даже при сравнительно невысоком уровне проникновения смартфонов (10-20% в отличие от 50-70% для развитых рынков) их владельцы стремятся снизить свои издержки на связь и более интенсивно используют ОТТ-сервисы. В этих условиях российские операторы начинают разрабатывать и внедрять собственные ОТТ-сервисы для получения опыта, который им пригодится уже через несколько лет, что в целом соответствует мировым тенденциям", - отмечают аналитики J son&PartnersConsulting.
"Операторы заинтересованы в росте проникновения смартфонов в абонентскую базу, поскольку выручка в мобильном сегменте растет в основном за счет роста выручки в сегменте мобильной передачи данных, на которую как раз влияет и проникновение смартфонов, - отметили в компании "Билайн". - При этом, в условиях лавинообразного роста data-трафика в сетях операторов и необходимости поддержания сетевой инфраструктуры на должном уровне действительно остро встает вопрос о том, кто компенсирует затраты оператора. На сегодняшний день у операторов связи есть два источника дохода для покрытия этих затрат. Первый, реальный, - абонент. И второй, потенциальный, - владелец сервисной платформы - источника трафика. На наш взгляд, оба этих источника надо учитывать при построении перспективной модели рынка".
"Сегодня владельцы смартфонов являются самой широкой аудиторией пользователей мобильного Интернета в России, каждый второй продаваемый в стране телефон - смартфон. В итоге, почти половина активных абонентов мобильного Интернета в России выходят в сеть с помощью смартфона и генерируют около 20% data-трафика", - отметил представитель компании МТС Дмитрий Солодовников.
По мнению эксперта, чтобы избежать риска перегрузки сетей, вызванного развитием OTT-сервисов, возможно применение механизмов управления трафиком для его приоретизации или использование механизма разделения доходов между операторами и поставщиками OTT-сервисов. "Такой подход позволит обеспечить достаточный уровень инвестиций в развитие сетей связи для пропуска растущих объемов трафика и создаст экономическую связь между стоимостью и объемом потребления, что выгодно и ОТТ-игрокам, и операторам, и абонентам", - добавил Солодовников.