Анатолий Дмитриевский, академик РАН, директор института проблем нефти и газа
Ситуация в нефтегазовом комплексе России сложилась достаточно сложная и неоднозначная. Неоднозначная потому, что, с одной стороны, наша страна установила собственный рекорд, когда в августе ежесуточная добыча нефти достигла рекордных показателей. Добыв 10,53 млн баррелей в сутки, нефтяники почти в два раза превысили добычу 1993 года. С другой стороны, сырьевая база нефтяной промышленности уже не в состоянии обеспечить прежние темпы добычи легкой, маловязкой, дешевой нефти, которая "кормила" нашу страну в советское время. К 2020-2022 гг. добыча этой категории запасов нефти упадет на 45-50 млн тонн.
В то же время нефтегазовый сектор экономики вносит основной вклад в валютное наполнение казны. Трудно даже представить, где была бы Россия в тяжелые годы экономического кризиса, если бы не нефтедоллары. Только благодаря накопленным финансовым резервам мы преодолели начавшийся было экономический спад.
Вроде бы преодолели, но и сегодня, даже несмотря на высокие цены на нефть, снова наметился экономический спад. Что делать? Может быть, посмотреть на опыт самых богатых высокоразвитых стран мира?
США вышли на первое место по суммарной добыче нефти и газа. Впечатляющий рост добычи углеводородного сырья позволил США резко снизить экспорт нефти и отказаться от экспорта газа и успешно преодолеть все тот же экономический кризис. Норвегия в конце 60-х годов прошлого века по всем показателям экономики занимала почти последнее место в Европе и благодаря открытым нефтяным и газовым месторождениям вышла на 1-е место в мире по уровню жизни. Можно привести еще много примеров успешного использования нефтедолларов.
А как же Россия? На вопрос, заданный мне одним из журналистов: "Что же, по-вашему, правительство недостаточно эффективно использовало 2,3 триллиона долларов, полученные уже в этом веке от продажи нефти и газа?" - я ответил: "Конечно, все средства использованы эффективно. Они позволили решить многие социальные проблемы, поддержать пенсионеров и решить еще не один десяток важнейших проблем. Но эти средства не пошли на поддержание инновационных процессов в стране".
Правительство должно сконцентрировать усилия на развитии инновационной экономики. С чего начать? В принципе многие решения уже приняты. Настало время для их эффективной реализации. Но я бы хотел подчеркнуть необходимость выделить приоритетные инновационные отрасли экономики.
И здесь опять надо критиковать высоких чиновников и, что немаловажно, экономистов. Широко разрекламирована в важнейших органах СМИ информация о том, что нефтегазовый комплекс России мало восприимчив к инновациям. И подобная позиция нашла подтверждение в постановлении минобрнауки, когда нефтегазовое образование занимает последние строчки в перечне приоритетных специальностей.
Как показывает анализ, выполненный учеными Российской академии наук, нефтегазовый комплекс является одним из наиболее подготовленных к восприятию и реализации инновационных технологий. Нефтяники и газовики достаточно давно осознали неизбежность процессов, связанных со сменой структуры запасов нефти и истощением гигантских месторождений углеводородного сырья. Это заставляет руководителей государственных и частных нефтяных и газовых компаний искать и финансировать крупные инновационные проекты.
Ученые РАН предлагают инновационные технологии, способные: увеличить добычу нефти на обводненных месторождениях, вступивших в позднюю стадию разработки и дать дополнительно к 2021 году более 110 млн тонн нефти; вовлечь в эффективную разработку трудноизвлекаемые запасы и нетрадиционные ресурсы нефти и газа; решить проблемы максимального извлечения низконапорного газа, запасы которого на Уренгойском, Медвежьем и Ямбургском месторождениях превышают 5 трлн кубометров; повысить эффективность разработки месторождений нефти и газа в сложных горно-геологических и природно-климатических условиях; продлить срок службы магистральных нефте- и газопроводов в 1,5 раза.
Созданы эффективные технологии поиска, разведки и разработки месторождений нефти и газа на больших глубинах, в зонах высоких температур и давлений, содержащих агрессивные компоненты. Открыты новые месторождения углеводородов в Прикаспийской впадине, Западной и Восточной Сибири, на арктическом шельфе.
Недавно руководством страны принято решение о создании на базе газовых и газоконденсатных месторождений Восточной Сибири газохимических кластеров, что позволит резко увеличить выпуск полимеров и других ценных компонентов. Открытие одного из крупнейших в мире за последние 20 лет месторождений матричной нефти в пределах Оренбургской области создает перспективы поставки на мировой рынок уникальной продукции, а именно редких и редкоземельных минералов, а также возможность в больших масштабах поставлять на рынок наносорбенты, нанотрубки, углеводородное волокно, новое поколение катализаторов и композитные материалы. Следует особо подчеркнуть, что стоимость этой продукции в десятки и сотни раз превышает стоимость нефтегазового сырья.
Подобный подход позволит получить весомые финансовые ресурсы и даст возможность поддержать развитие инновационных процессов в других отраслях экономики. Вот почему можно смело утверждать, что инновации в нефтегазовом комплексе - это инвестиции в будущее России.