На Западе применение технологий коучинга в бизнесе получило распространение в 90-е годы. Один из известных специалистов по коучингу Джон Уитмор в своей книге, отвечая на вопрос, что такое коучинг, приводит определение глагола to coach согласно Стенфордскому словарю: наставлять, тренировать, подсказывать, снабжать фактами. При этом тот коучинг, который получил распространение, имеет мало общего с этими определениями, считает руководитель департамента управленческого и кадрового консалтинга группы "Триумф" Игорь Соловьев. По его словам, это наставничество - не классическая передача знаний, навыков и умений, а особые отношения между коучем и его подопечным, стиль и способы их коммуникаций. Эксперт считает, что это можно сравнить с отношениями актера и режиссера, с той лишь разницей, что в случае коучинга сам актер при участии режиссера пишет свой сценарий и свою роль в соответствии с этим сценарием. Режиссер же очень хорошо знает возможности актера, понимает его и помогает в максимальной степени раскрыть и задействовать его талант.
Кто же эти "актеры" на российском рынке? По словам Анны Лебедевой, клиентов можно условно разделить на три группы. Первая - это современные компании, которые хотят развить высокопотенциальных руководителей или находятся на стадии активных изменений, внедряют инновации или адаптируются к повышению конкуренции. Им нужны коучи, которые готовы работать на долгосрочной основе: типичная продолжительность одного договора 1-2 года. Эти компании знают, что вложенные в коучинг средства окупятся очень быстро. Вторая категория - частные лица, коучей они чаще всего ищут по рекомендациям знакомых, которые уже работали с коучем и достигли своих целей. Часто они работают над всей жизнью в целом, семейными отношениями, достижением баланса между работой и жизнью, созданием привлекательного будущего, детальной проработкой своего карьерного развития. Третья категория - владельцы малого бизнеса или руководители среднего высшего звена. Часто им приходится решать очень сложные вопросы продвижения к успеху в сложной, конкурентной среде, возможно, им не хватает ресурсов, часто есть нехватка времени и проблемы в коммуникациях. Такие клиенты начинают работу с коучем с решения острых вопросов, однако потом переключаются на более системные и долгосрочные цели своего развития, задумываются над вопросом, чего они хотят в своей карьере и жизни.
- Не совсем правильно относить коучинг к обучению, - добавляет Игорь Соловьев. - Это, скорее, метод развития личности, раскрытия ее потенциала и всех ее ресурсов, которые, разумеется, с опорой на знания и профессиональный опыт личности обеспечивают ее успешность. Востребованность коучинга обусловлена двумя обстоятельствами. Во-первых, он стал модным течением в плане психологического консультирования по поводу социального успеха и карьеры. Во-вторых, обращения руководителей компаний и топ-менеджмента за консультациями по поводу стратегии развития их предприятий, совершенствования систем управления, повышения управленческого потенциала и компетентности менеджмента предполагают использование консультантами коучинговых методов для достижения заявленных заказчиком результатов. Даже если напрямую заказ никак не обозначал потребности в коучинге.
Профессиональный, эффективный коуч не дает советов, говорит Анна Лебедева: в своей работе он пользуется мощными, очень глубокими вопросами, направленными на прояснение целей, расстановку приоритетов, выбор пути достижения целей. Коуч задает вопросы из позиции равноправного партнерства, уважая мнение своего клиента. В результате коучинга повышается профессиональная уверенность. В процессе ответов на вопросы повышается осознанность и ответственность за свой выбор, вырастает самооценка, расставляются приоритеты, "распаковываются" скрытые ресурсы. Многие клиенты коучей отмечают, что прояснили свои жизненные приоритеты на долгосрочную перспективу и на ближайшее время им становится ясно, какой дорогой идти.
По словам экспертов, если вы хотите получить дополнительные знания или углубить уже имеющиеся, надо идти на курсы повышения квалификации, программы дополнительного образования, MBA и др. А вот в ситуации, когда "глаза боятся, а руки делают", даже при наличии необходимых знаний очень полезным может оказаться коучинг. Как сказал в свое время Всеволод Мейерхольд: "Научить нельзя, можно только научиться". Очень часто это внутриличностный конфликт между "хочу и могу", между "хочу и должен", между "могу и должен", - сказал Игорь Соловьев. Результатом коучинга, по его мнению, можно считать точное видение клиентом коуча своих целей, путей, средств и методов их достижения, наличие у него достаточной воли и внутренних ресурсов для достижения этих целей и реальные практические действия в этом направлении. При этом сам коуч видит, что его участие во всем этом начинает, скорее, мешать клиенту и ограничивать, чем способствовать и помогать. Сам внутриличностный конфликт разрешен: теперь точно ясно, что хочу, должен и могу.