При желании на этом даже можно заработать неплохие деньги. Такое будущее среднего образования прогнозируют эксперты, собравшиеся на конференцию Intel Education Summit в Варшаве.
- На Земле миллионы человек живут за чертой бедности, в этой ситуации школа должна не просто чему-то учить, а дать каждому выпускнику способ заработать, - заявила президент фонда Intel Foundation, Шелли Эскью. - Если у человека есть ценная идея, то ее надо реализовать и тем самым обеспечить себе более успешную и полноценную жизнь. В этой ситуации задача школы сделать всех учеников творцами, людьми, которые воплощают в жизнь свои мысли.
- Мы с первоклассниками делаем, например, такой проект: я выдаю ученикам по куску пластилина и прошу сделать лодку, способную удержать на плаву как можно больше груза, - рассказывала учительница начальных классов из Польши София Зольтас. - Попутно изучаем закон Архимеда, понятие плотности. Ученики могут сами посмотреть материалы по судостроению. Когда корпуса готовы, усложняю задачу: выдаю всем по деревянной палочке и листу бумаги, чтобы они сделали мачту и парус. А потом запускаем наши суденышки в тазик с водой и с помощью фена поднимаем "ветер" на нашем "море". Сразу видно, чей проект оказался более успешен.
Пока малыши учатся на игрушках, старшие могут уже приступать к серьезным делам. Например, писать приложения для гаджетов и пытаться продать их через AppStore или Play Market, конвертируя свои знания, полученные на информатике, пусть в небольшой, но доход.
- Когда такое предприятие затевается, оно практически не требует никаких финансовых вливаний, поэтому превращается в беспроигрышную лотерею, - говорит специалист по предпринимательству из британской бизнес-школы Henlay Стюард Моррис. - Зато если один из серии проектов окажется удачным, на нем можно хорошо заработать.
Казалось бы, при чем тут школа? Но на самом деле ей отводится очень большая роль. Только теперь школьники будут получать знания не просто для общего развития, а для разработки и реализации конкретных проектов. Кроме того, учителя становятся их партнерами.
- Роль учителя меняется: мы утрачиваем статус единственных носителей истинного знания и становимся соавторами проектов, над которыми работают дети, - объяснил преподаватель польского Научного центра Коперника Лукаш Подовски. - Учителям очень трудно перестроиться на новый стиль работы. Но мы уже подготовили педагогов для 250 Клубов юных исследователей, работающих по такой методике. Первые результаты оказались настолько успешными, что сейчас готовимся перенести эту модель работы еще в пять стран мира.
С одной стороны, все выглядит очень интересно. Школьников учат реальным, а не абстрактным вещам, которые непонятно как применять в жизни. Все приходят на уроки мотивированными, потому что каждый в классе знает, зачем ему получать это образование. Но, с другой стороны, переводить все школьные занятия в такую практическую плоскость кажется делом странным и даже опасным. А вдруг вместо оценок в журналах учителя потом начнут подсчитывать, кто сколько заработал?
- В школе на первом месте должен быть именно познавательный интерес, а вот умение зарабатывать или применять знания подойдут для факультативного курса, но они не должны быть основой всего обучения, - предостерегает заведующая кафедрой Московского городского психолого-педагогического университета Наталия Толстых. - Исследования показывают, что успеха чаще добивались люди, занимавшиеся любимым делом. Если же все обучение просто заточить под конкретные практические результаты, то у ребят пропадет интерес к творчеству, к познанию, и вернуть их будет уже невозможно.