Новости

12.11.2013 00:45
Рубрика: Экономика

Вместо каникул - на завод

Производственную практику необходимо внедрять уже со школьной скамьи
Согласно последним исследованиям, проведенным РЭУ им. Г.В. Плеханова, с каждым годом увеличивается количество выпускников вузов, которые не могут найти работу. На этот факт не влияет ни престижность вуза, в котором обучался выпускник, ни даже качество полученного им образования. Какими факторами вызвано такое положение вещей, разбирались участники III Социального форума "Рынок труда и политика занятости: состояние и перспективы развития".

Одна из причин, мешающая выпускникам найти работу, как ни странно, психологическая. "Молодые люди зачастую сами отказываются от предложений, которые поступают к ним с рынка труда, - говорит доцент кафедры Экономики труда и управления персоналом РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Емельянова. - Причины очень разные: это и неудовлетворенность предлагаемой заработной платой, и непрестижность работодателя в глазах соискателя и общества в целом, и даже неверие в собственные силы справиться с предлагаемым кругом обязанностей. Но, пожалуй, главная причина, которую чаще всего называют соискатели, - это разочарование от несоответствия представления о вакансии и ее реальной сути".

Другими словами, выпускники вузов не могут трудоустроиться не из-за отсутствия вакансий как таковых, а из-за нежелания принимать существующие предложения. На первый взгляд может показаться, что современная молодежь попросту не хочет работать и занимает пассивную позицию в плане поиска вакансий. Однако, по мнению экспертов, это обманчивое суждение. Напротив, современная молодежь крайне обеспокоена своей будущей профессиональной судьбой. Однако занять место в том или ином профессиональном сообществе ей мешает несовпадение представлений о будущей профессии и должности с реальностью. И такое поведение носит массовый характер.

Причина подобной дезориентации среди современной молодежи, по мнению экспертов, кроется в несовершенстве современного образования.

"Мы провели исследование среди студентов-старшекурсников московских вузов, обучающихся по специальности "менеджер", и результаты этого исследования нас просто поразили, - рассказывает доцент кафедры Экономики труда и управления персоналом РЭУ им. Г.В. Плеханова Светлана Бадмаева. - 35% опрошенных считают работу в офисе "неинтересной и отупляющей", а 25% назвали "унизительной" работу в торговле наравне с уборкой мусора, а также работой с неадекватно низкой заработной платой и работой, презираемой обществом. Если будущие менеджеры считают работу в офисе отупляющей, а работу в торговле - унизительной, то это говорит о том, что они ничего не знают о своей будущей профессии. На мой взгляд, это пугающие результаты, тем более что самый массовый возраст студентов, принявших участие в опросе, - 21 год. Согласитесь, это уже давно не дети".

Экспертное сообщество считает, что корень проблемы кроется в том, что непосредственно готовиться к профессии молодежь начинает только в вузе, и, как правило, на старших курсах. А это довольно поздно.

"Начинать не просто задумываться о своей карьере, а уже непосредственно готовиться к ней, необходимо еще в школе, - уверена Светлана Бадмаева. - Необходимо вернуть школьную практику на предприятиях, которая действовала еще в советское время. Это необходимость, без которой дальнейшие проблемы рынка труда просто не решить".

"Раньше школьники проходили практику на предприятиях, что помогало им сориентироваться на рынке труда и осознанно выбрать свою будущую профессию, а затем и соответствующий вуз, - говорит директор Центра занятости населения ВАО Москвы Владимир Сокирко. - А поскольку теперь такой практики нет, то и возникают все те проблемы с трудоустройством молодежи, которые мы сейчас наблюдаем.

Однако проблема отсутствия производственных практик - это проблема не только школ, но и вузов. Современное положение вещей таково, что либо таких практик нет вообще, либо они проводятся формально. Практически нет связей между вузами и предприятиями, что негативно отражается как на качестве подготовки выпускников, так и является порождением безработицы среди молодежи.

"Отсутствие реальных стажировок дезориентирует выпускников вузов, - считает директор Центра занятости ЗАО Москвы Андрей Мартыненко. - Выпускники не понимают ни реальной стоимости своего будущего труда, ни будущего круга задач. Такой человек, придя на собеседование, не знает, что может предложить работодателю, а работодателю просто неинтересно общаться с таким кандидатом. Выпускник, который отучился энное количество лет, но ни дня не провел на производственной практике, на мой взгляд, не может являться молодым специалистом. Он просто человек с широким кругом знаний, который прослушал курс определенных лекций. К сожалению, такие специалисты рынком труда сегодня не востребованы".

При этом 36% молодых россиян считают, что помочь с работой должны родители. По их мнению, папа и мама обязаны задействовать ради карьеры дочери или сына свои связи и знакомства. Однако 40% молодых специалистов уверены, что это недопустимо, выяснил исследовательский центр портала Superjob.ru.

Любопытно, что девушки больше чем юноши рассчитывают на собственные силы. 42% женщин (против 37% у мужчин) убеждены: работу надо искать самостоятельно и за помощью к родителям обращаться не стоит.

Пределом родительской заботы 14% считают помощь в поиске ваканский по открытым источникам. И лишь один-два выпускника из каждой сотни полагают, что родительский долг - это ходить вместе с ребенком на собеседования и общаться с работодателем по телефону или лично. Главное, чего молодежь ждет от своих родителей, - это ценных советов с высоты их жизненного опыта и моральной поддержки.

Тем не менее подавляющее большинство вчерашних выпускников (79%) устроились на работу сами, без родительской помощи. Да и те 14%, которым родственники оказывали поддержку, под словом "помощь" чаще подразумевали скорее советы и консультации, а не прямую протекцию.

Экономика Работа Занятость
Добавьте RG.RU 
в избранные источники