Существует твердое убеждение, что пьянство передается из поколения в поколение, по наследству. И именно отсюда растут корни российского пьянства. Это так?
Светлана Боринская: Все это мифы. Природа не заложила в нас никаких "генов алкоголизма". Зато есть ген, который защищает человека от алкоголя. О нем скажу ниже. Надо подчеркнуть следующее: хотя нет специального "гена алкоголизма", но имеются гены, повышающие склонность к потреблению спиртного. Но это не приговор для их обладателей. Каждый из таких генов "работает" со слабым эффектом. Их уже известно несколько десятков, но ни один не является определяющим.
Но ведь чем их больше, тем выше риск, что человека потянет к бутылке?
Светлана Боринская: Верно. Но повторяю, это не приговор, потому что для этих генов нет какой-то "критической массы", которая бы могла запустить механизм развития алкоголизма. Будут ли реализованы полученные от природы риски, целиком зависит от самого человека. Огромное значение играет его воспитание в детстве. Ведь гены по-разному отзываются на воздействие среды. При неблагоприятных условиях отклик генов может повысить риск алкоголизма. Если же ребенок растет в нормальных условиях, то даже не совсем удачный набор генов может так и остаться в "молчании".
Итак, гена алкоголизма нет, и все разговоры о генетической склонности русских к бутылке - это миф. Но вы сказали, что природа дала людям ген, защищающий от пьянства. Может, в этом она Россию обделила?
Светлана Боринская: Известны два таких гена. Один управляет ферментом, который превращает спирт в соединение ацетальдегид. Это сильный токсин, вызывающий тяжелейшее состояние похмелья - головную боль, тошноту, дрожь. Это отравление организма. Другой ген управляет ферментом, который обезвреживает этот токсин. Защита от алкоголизма зависит от того, как работают эти гены. Сначала о первом. Если человек обладает таким вариантом этого гена, который очень быстро превращает спирт в токсин, то эта отрава в большом количестве накапливается в организме. Как следствие - человек чувствует себя очень плохо. Обладатели такого гена не способны выпить много, а потому редко становятся алкоголиками.
Особенно он распространен в ряде стран Азии, в частности, Китае и Японии, где число его обладателей составляет около 70 процентов. Что касается русских, то среди них такой ген имеет каждый десятый. Примерно, как в Европе. Мы ничем не отличаемся от многих других народов. Природа нас не обделила.
А что со вторым защитным геном, который отвечает за уничтожение отравы?
Светлана Боринская: У половины китайцев и японцев он вообще не работает. Образовавшийся из спирта токсин не разрушается или это происходит крайне медленно. Поэтому эти люди способны выпить очень мало. Что касается россиян, то менее одного процента населения имеют такую защиту. В Европе эта цифра еще меньше, доли процента.
Словом, нашим девушкам надо выходить замуж за тех, кто попадает в число 10 процентов обладателей "хорошего" гена, который быстро разлагает спирт?
Светлана Боринская: Все не так просто. Дело в том, что такие гены есть и у алкоголиков, и у трезвенников. Как это объяснить? В городе, где мы вели исследование, 14 процентов мужчин выпивают половину алкоголя. И у кое-кого из них тоже есть защитные гены, но они не дают абсолютной гарантии. Видимо, эти люди по тем или иным обстоятельствам жизни вообще не могут обойтись без алкоголя. Несмотря на то, что испытывают его тяжелейшие последствия. Подавляющее большинство - это люди малообразованные, употребляют суррогаты, которые очень вредны для здоровья.
Но любопытный и неожиданный результат мы получили, изучая трезвенников. Среди них тоже мало тех, кто обладает защитным геном. В основном это, видимо, те, про которых говорят, что они свое уже выпили. Они вынужденные трезвенники. Их гены примерно такие же, как и у сильно пьющих.
Каков же главный вывод ваших исследований?
Светлана Боринская: Изучение жителей России показало, что по генам, которые имеют отношение к потреблению алкоголя, они почти ничем не отличаются от европейцев. Уже понятно, что главной проблемой для страны являются вовсе не алкоголики, которых на самом деле относительно немного. Основная проблема - массовое бытовое пьянство. Половина мужчин пьет каждую неделю, обычно по выходным. Но доказано, что крепкие напитки, на которые налегают россияне, разрушительны для организма.