Должно стать и обязательно станет, в чем уверены все - и прихожане Московского Сретенского ставропигиального монастыря, и монахи, и священнослужители всех уровней, и обыкновенные верующие люди. Кстати, они, простые москвичи и приезжие гости столицы, кто приходит молиться в собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, всегда безропотно сносили тесноту и неудобства, надеясь, что когда-нибудь храм сможет вместить всех прихожан...
Сретенский монастырь действительно самый маленький по территории, но самый населенный мужской монастырь в Москве. Сегодня здесь проживают 42 монаха и послушника, более 200 учащихся Сретенской духовной семинарии. Поэтому проект нового храма предусматривает максимально возможное количество дополнительных помещений. В них будут размещены ризницы, мастерские, различные технические службы. Здесь же будет находиться Сретенская воскресная школа, образовательный и катехизический центр для взрослых, а также монастырское издательство, прежнее здание которого будет снесено.
А проект, судя по всему, уже состоялся и приобрел вполне определенные очертания. Победители конкурса - известный российский художник Юрий Купер и архитектор Дмитрий Смирнов - представили вниманию жюри свой эскиз, уже заслуживший немало лестных слов. Его достоинства отметил и наместник обители архимандрит Тихон (Шевкунов). "Мы решили объявить творческий конкурс, на который российскими и зарубежными архитекторами было представлено около 50 работ, - рассказал наместник Сретенского монастыря. - Задача была непростой - создать образ храма-памятника мученикам, знаменующего торжество Новомучеников, их победу над злом, света над тьмой, вечной жизни над смертью, мужества и веры над помрачением и злобой...
Мы просили предусмотреть возможность совершать богослужения под открытым небом в теплое время года, когда на некоторые праздники набирается слишком много народа. Авторы проекта-победителя кроме художественного образа, наиболее соответствующего нашему замыслу, смогли лучше всех реализовать и техническую сторону задания".
Проект-победитель жюри рассматривало одним из последних. По мнению членов комиссии, работу победителей отличает целый ряд необычных, смелых решений. Если в некоторых проектах прямо к храму предлагали пристраивать дома, то здесь авторы очень удачно сделали как бы постамент храма-памятника - стилобатную часть, в которой может расположиться и ризница, и издательство, и миссионерский центр, и воскресная школа.
Предусмотрена и возможность проводить богослужение под открытом небом, когда священники располагаются на галерее, а прихожане - в монастырском дворе. Над галереей будут созданы изображения Спасителя и святых мучеников. "Это, конечно, не иконостас, - подчеркивает архимандрит Тихон, - но такие традиции есть в русской архитектуре. Члены жюри, а в нем были известные архитекторы Москвы, единодушно остановили свой выбор на этом храме. Решение жюри утвердил Святейший Патриарх Кирилл".
Нынешний конкурс на лучший проект храма Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке, как и любой другой творческий конкурс, конечно, не мог обойтись без присущего духа чрезмерной состязательности. Но такова доля победителей - вместе с признанием получить хорошую порцию критики, конструктивного недовольства, может быть, даже зависти - не вдаваясь в оттенки этого творческого отбора.
Впрочем, при анализе мнений оппонентов, у сторонников проекта появилась хорошая возможность на основе добротного исторического, историко-архитектурного и искусствоведческого материала рассказать москвичам, прежде всего, да и всем небезразличным людям о возведении будущего храма, о том, сколь бережно, с какой любовью и почтением относятся к этому проекту люди церковные и светские, простые прихожане и видные деятели культуры и искусства страны.
В целом ряде интервью, в частности, был полностью развеян миф о том, что при возведении храма Новомучеников могут пострадать памятники архитектуры, находящиеся якобы в зоне застройки. Результаты экспертизы, проведенной Институтом Генплана Москвы, говорят о том, что ни одно из строений, предполагаемых к сносу и находящихся на территории монастыря, не представляют историко-культурной ценности. Это - не более чем дворовые постройки хозяйственно-бытового назначения, построенные на рубеже конца XIX - начала XX веков с полностью утраченными в результате многочисленных перестроек стилистическими решениями и интерьерами.
Институтом Генплана столицы был проведен и так называемый визуально-ландшафтный анализ, в соответствии с которым проектное решение нового храма позволяет не только "сохранить ценные направления визуального восприятия исторических доминантных объектов на данной территории, но и воссоздать утраченное градообразующее значение ансамбля Сретенского монастыря".
Сохранение "визуального восприятия" - момент немаловажный. Но есть и еще один, относящийся к более материальной сфере. Количество проводимых служб в церкви Владимирской иконы Божией Матери после возведения храма Новомучеников может сократиться примерно вчетверо, что позволит сберечь редчайшие фрески, настенную живопись и интерьеры церкви. Кстати, фрески рубежа XVII-XVIII веков являются, по мнению специалистов, последними поистине уникальными работами этого жанра, выполненными в древнерусском стиле и написанными в Москве. Так что получается, что по всем статьям новый храм фактически спасет старый. Так, наверное, и происходит настоящее чудо.
Но не менее чудесен, скорее всего, будет и сам облик будущего собора, представленный пока только в эскизах. Приятная строгость форм, простота, но и какая-то праздничная гармония линий, композиционная завершенность, легкость и солидность, функциональность и возвышенность, - все эти слова можно, наверное, отнести к реализации строительно-архитектурного замысла будущего собора. Это важно. Но главное - духовное наполнение храма... "Своим аристократическим величием, гармонией, - сказала выдающаяся российская актриса Анастасия Вертинская, - храм словно зовет тебя: входи, здесь покой, свет, любовь и радость, здесь Бог!"