12.11.2013 23:02
    Поделиться

    Фильм "Сталинград" сорвал аплодисменты на Римском фестивале

    Лидер российского проката на Римском фестивале
    Когда въезжаешь в Рим, вечный город обрушивается на тебя громадами величественных руин, тонущих в зеленом море. Все эти термы и пантеоны будто сооружались для гигантов метров под пять ростом. А когда вступаешь в пределы комплекса Auditorium Parco della Musica, уступившего свои залы международному кинофестивалю, кажется, что это другой город - суетливый и уродливый: огромные серые черепахи прижались к земле, и в них смотрят кино. Кругом - фастфуды и море машин.

    Прибывшему из Венеции новому директору Римского фестиваля Марко Мюллеру досталось трудное наследство. Восемь лет назад это была попытка создать демократический праздник, который стянет на окраину Рима студенческую молодежь. Даже придумали программу для детей - "Алиса в городе". Площадь у Аудиториума звенит, как детский сад: ребятишек ведут колоннами. Культпоход - это очень мило, но сразу отсекает любой гламур, а гламура фестивалю тоже хочется. И противоречит идее "артхауса", - а ведь гурманы ждут чего-нибудь недетского. Фестиваль как Лебедь, Рак и Щука, которые отчаялись куда-то вырулить: развлекаем детвору, но ищем новые пути для кинематографа.

    Марко Мюллеру удалось привлечь звезд. Джон Херт дал мастер-класс, Скарлетт Йоханссон, Руни Мара и Йоахим Феникс представили фильм Спайка Джонса "Она", и еще ждут Уэса Андерсона. Скарлетт Йоханссон точно почувствовала двойную природу этого фестиваля. Она явилась в девчачьем белом платьице от Дольче & Габбана: средь розовых цветов там и сям разбросаны медальоны с образами римских руин: колоннада Форума на талии и бескомпромиссный профиль Зевса там, где сходятся обутые в золотые гладиаторские сандалии божественные ноги.

    Первые дни 8-го фестиваля прошли без больших сенсаций. На церемонии открытия звучали традиционные признания в любви к Италии времен Феллини: "В детстве я любил сбегать с уроков в кинотеатр, и среди моих любимых были итальянские фильмы", - отсалютовал президент жюри Джеймс Грэй. Вела вечер красавица Сабрина Ферилли, звезда фильма Паоло Соррентино "Великая красота", выдвинутого от Италии на соискание "Оскара".

    А с российским соискателем Академической премии - фильмом Федора Бондарчука "Сталинград" - фестиваль знакомился в воскресенье. Сеанс закончился аплодисментами, и отзывы, которые мне удалось на следующий день выудить в кафе у фестивальных завсегдатаев, были доброжелательны: "Очень волнующий фильм о великом подвиге, который нельзя забывать", - сказал пожилой человек, представившийся как Джованни. "Я много раз слышала это название русского города, знала, что с ним связано что-то героическое, в Париже даже видела улицу с этим именем. Но только теперь поняла, что происходило в Сталинграде, и это меня потрясло", - призналась молодая женщина по имени Паола.

    "Старомодная история из времен Второй мировой войны благодаря мощным спецэффектам превратилась в эпический фильм катастроф", - считает автор журнала The Hollywood Reporter. Отмечая, что фильм не выдерживает даже отдаленного сравнения с великими советскими фильмами о войне, как "Иди и смотри" Элема Климова и "Двадцать дней без войны" Алексея Германа, он высоко оценивает некоторые ключевые сцены "Сталинграда". И особенно выделяет "огненную атаку", когда "пылающие солдаты напоминают огненные призраки, неубиваемые и неостановимые, - жестокий, но сильный образ беспредельного самопожертвования". Увы, качество английских субтитров в показанной здесь копии было столь низким, что The Hollywood Reporter уделил им особое внимание: они были "на грани непонятности". Если эти же субтитры будут читать вершители судеб "Оскара", участь нашего претендента на Академическую премию будет предрешена.

    В конкурсе показали победивший в Сан-Себастьяне фильм Жана-Марка Валле "Далласский клуб покупателей" - о подхватившем СПИД и обреченном на смерть ковбое: он не смирился с болезнью, вступил с ней в схватку и даже основал подпольный бизнес по сбыту не санкционированных врачами снадобий подозрительного происхождения. Но самые продолжительные аплодисменты сопровождали фильм Спайка Джонса "Она" - лукавую фантастическую байку о закоренелом холостяке Теодоре (Феникс), который влюбился в новейшую компьютерную операционную программу, генерирующую механический, но сексапильный голос по телефону. Голос обладает способностью дать ответ на все вопросы, и стоит ли уточнять, что его обладательница и есть новая роль так и не материализовавшейся на экране Скарлетт Йоханссон. Когда в русском варианте ее дублируют, от 28-летней суперзвезды на наших экранах останется лишь громкое имя на афише.

    На пресс-конференции кто-то из энтузиастов уже назвал романтическую фантазию "Она" лучшим фильмом фестиваля и был резонно поправлен: впереди столько фильмов, что судить еще рано. "Мы выбрали картины, которые нас трогают, - говорят с нашими сердцами и с нашими кишками", - многообещающе сострил Марко Мюллер, и в этой шутке много правды: кишки в современном кино начинают играть роль важного критерия качества. Если вывернет наизнанку так, что надо срочно бежать из зала, зажимая рот рукой, - значит, кино соответствует новейшим нормам хорошего фестивального вкуса.

    Поделиться