13.11.2013 15:08
    Поделиться

    В Москве показали уникальные фото звезд мирового рока

    Мы тоже так ходили в старших классах - пиджак с широкими лацканами, разложенный по лацканам воротник белой рубашки, на воротник спускаются длинные волосы. Но на фото не парень с соседней парты, а 28-летний Мик Джаггер,  переодевшийся после концерта, печальный, усталый, способный разве что изобразить такую вот усталую улыбку. А этот добродушный симпатяга в обнимку со смущающимися горничными отеля - Элис Купер в 1974-м, смывший с лица вампирский грим, отдавший помощникам, чтоб покормили, коллегу по шоу, питона, и сам только что поужинавший...

    - Да, он после концерта легко мог умять расставленный на 2 столах обед, - комментирует свое фото Гисберт Ханекроот и он знает, о чем говорит. В 70-х он, фотограф, снимавший для поднимающихся на рок-волне музыкальных журналов, был своим в гримерках будущих титанов новой музыки.  В те годы рок-сцена еще не представляла собой хорошо смазанную бизнес-машину,  музыканты были  обычными парнями, возможно, и не задумывавшимися о том, что их аккорды озвучивают и формируют культурный код эпохи. Многие именно поэтому сыграли и записали тогда свои лучшие песни - и  рядом со многими из них в эти моменты был молодой Ханекроот. В 70-е за неделю он отмерял расстояния  между Лондоном (там впервые в Европе сыграли Hotel California молодые Eagles), Нью-Йорком (чтоб пробиться сквозь 50 тысяч зрителей к сцене с Бобом Диланом),  средиземноморским побережьем Франции (послушать и поснимать Пола Маккартни) и  североморским - Германии (надо было успеть в Гамбург на студийные съемки Rolling Stones).

    "Мы были не только фотографами, но, прежде всего, людьми и меломанами и подбирались к своим героям так близко, что видели в них человеческое начало, скрытое за образом музыканта. Снимать это и было моей целью" - написал Гисберт Ханекроот в аннотации к выставке в московском  Центре имени братьев Люмьер, которую он назвал "От ABBA до Zappa". Мастер сам отобрал для нее десятки своих лучших работ - репортажных стоп-кадров, художественных портретов, фото для обложек дисков и избранного из студийных фотосессий.

    Где бы Ханекроот ни снимал - ему не изменяла способность с любого расстояния рассмотреть в длиннофокусник  или широкоугольник не икону, а личность, героя своего времени. Патти Смит для студийной съемки 1976-го оделась в американский камуфляж, но Ханекроот и за грубым  х/б  разглядел в главной героине панка фотомодель, ослепительную и решительную. Фрэнк Заппа,  дурачащийся ли с коллегами по Mothers Of Invention или задумавшийся о чем-то столь же вечном, как и его музыка, всюду предстает человеком не от мира сего. Элтон Джон - сама сосредоточенность, фотограф застал восходящую звезду под его безумным афишным портретом,  внимательно изучающим  концертный контракт. Один из лучших снимков выставки - великий саксофонист Джон Колтрейн на концерте в Амстердаме: инструмент только-только оторван от губ, в глазах музыканта - растерянность и смущение от несущегося со всех сторон грома оваций.

    …Со временем овации становились все более организованными, музыкальный бизнес превращался в промышленность и за ее оборотом было уже не уследить, беззаветно преданные своему делу герои рок-н-ролла  превращались в неприступных звезд, под диктовку PR-менеджеров до мелочей продумывающих свой образ. Ханекроот в начале 80-х ушел из репортеров, открыл книжное издательство - в нем и вышла книга Abba...Zappa Seventies Rock Photography, ставшая учебником по истории рок-музыки и фотоискусству. А снимки из нее - основой московской выставки.

    Поделиться