- Да, он после концерта легко мог умять расставленный на 2 столах обед, - комментирует свое фото Гисберт Ханекроот и он знает, о чем говорит. В 70-х он, фотограф, снимавший для поднимающихся на рок-волне музыкальных журналов, был своим в гримерках будущих титанов новой музыки. В те годы рок-сцена еще не представляла собой хорошо смазанную бизнес-машину, музыканты были обычными парнями, возможно, и не задумывавшимися о том, что их аккорды озвучивают и формируют культурный код эпохи. Многие именно поэтому сыграли и записали тогда свои лучшие песни - и рядом со многими из них в эти моменты был молодой Ханекроот. В 70-е за неделю он отмерял расстояния между Лондоном (там впервые в Европе сыграли Hotel California молодые Eagles), Нью-Йорком (чтоб пробиться сквозь 50 тысяч зрителей к сцене с Бобом Диланом), средиземноморским побережьем Франции (послушать и поснимать Пола Маккартни) и североморским - Германии (надо было успеть в Гамбург на студийные съемки Rolling Stones).
"Мы были не только фотографами, но, прежде всего, людьми и меломанами и подбирались к своим героям так близко, что видели в них человеческое начало, скрытое за образом музыканта. Снимать это и было моей целью" - написал Гисберт Ханекроот в аннотации к выставке в московском Центре имени братьев Люмьер, которую он назвал "От ABBA до Zappa". Мастер сам отобрал для нее десятки своих лучших работ - репортажных стоп-кадров, художественных портретов, фото для обложек дисков и избранного из студийных фотосессий.
Где бы Ханекроот ни снимал - ему не изменяла способность с любого расстояния рассмотреть в длиннофокусник или широкоугольник не икону, а личность, героя своего времени. Патти Смит для студийной съемки 1976-го оделась в американский камуфляж, но Ханекроот и за грубым х/б разглядел в главной героине панка фотомодель, ослепительную и решительную. Фрэнк Заппа, дурачащийся ли с коллегами по Mothers Of Invention или задумавшийся о чем-то столь же вечном, как и его музыка, всюду предстает человеком не от мира сего. Элтон Джон - сама сосредоточенность, фотограф застал восходящую звезду под его безумным афишным портретом, внимательно изучающим концертный контракт. Один из лучших снимков выставки - великий саксофонист Джон Колтрейн на концерте в Амстердаме: инструмент только-только оторван от губ, в глазах музыканта - растерянность и смущение от несущегося со всех сторон грома оваций.
…Со временем овации становились все более организованными, музыкальный бизнес превращался в промышленность и за ее оборотом было уже не уследить, беззаветно преданные своему делу герои рок-н-ролла превращались в неприступных звезд, под диктовку PR-менеджеров до мелочей продумывающих свой образ. Ханекроот в начале 80-х ушел из репортеров, открыл книжное издательство - в нем и вышла книга Abba...Zappa Seventies Rock Photography, ставшая учебником по истории рок-музыки и фотоискусству. А снимки из нее - основой московской выставки.