Есть, правда, риск, что регулирование приведет к повышению и без того немаленьких комиссий, взимаемых терминалами, предупреждают некоторые эксперты.
Все будет в порядке, успокаивают их оппоненты. И уточняют, что регулирование платежных агентов (именно такие организации владеют терминалами) укладывается в общий курс борьбы с так называемым "теневым банкингом". То есть рынка финансовых услуг, которые не попадают под надзор регулятора. Его объемы в нашей стране - около 12,5 триллиона рублей, или почти 30 процентов от всей банковской системы, рассчитал для "РГ" аналитик "Инвесткафе" Михаил Кузьмин.
Правда, платежные терминалы - это лишь небольшая часть, которую можно отнести к "теневому банкингу". Но, как говорится, лиха беда начало! Курс на борьбу с "теневым банкингом" провозгласила "двадцатка", в которой Россия председательствовала в этом году. Криминала в "теневом банкинге", несмотря на грозное название, может и не быть. Но риск в том, что этот огромный сегмент рынка "выпал" из-под надзора, что там происходит, какие "пузыри" зреют, никто не знает. Объем рынка платежных агентом приближается к триллиону рублей, инфраструктура, которой они владеют, по стоимости приближается к цене инфраструктуры банков, входящих в топ-15, приводят пример эксперты. Работающие в этом бизнесе юрлица по общим требованиям должны для запуска бизнеса иметь капитал в 10 тысяч рублей. К платежным агентам-индивидуальным предпринимателям (ИП) требований по капиталу нет.
"С учетом создания мегарегулятора вполне логично, что именно ЦБ будет курировать платежных агентов, а соответственно устанавливать требования для участников этого рынка", - считает Михаил Кузьмин. По сведениям некоторых источников, речь идет о том, что требования к капиталу агентов будут повышены до 10 миллионов рублей. Крупнейшие игроки ужесточение переживут без проблем: требования к капиталу они потянут спокойно.
"Сложности возникнут у небольших и средних компаний, которые не смогут увеличить капитал до необходимого размера", - прогнозирует Кузьмин. И это наверняка отсечет от рынка индивидуальных предпринимателей. Так что, если планируемые новации станут реальностью, рынок электронных платежей, безусловно, претерпит изменения.
Сокращение количества игроков обычно приводит к большей стоимости услуг. Впрочем, Кузьмин надеется, что повышения комиссий не произойдет. С увеличением количества банкоматов и развитием интернет-банкинга конкуренция все равно будет повышаться, участникам рынка придется снижать комиссионные вознаграждения, надеется он.
К тому же необходимость контроля над платежными агентами назрела давно. Терминалы по оплате услуг - это классический пример "теневого банкинга" в России, говорил раньше в интервью "Российской газете" замминистра финансов Сергей Сторчак. "Регулятор, надо полагать, достоверно не знает, кто эти автоматы на самом деле держит. Не уверен, что их деятельность специально регулируется. И на самом деле таких структур очень много", - отмечал замминистра.
В зону "теневого банкинга" входят далеко не одни платежные терминалы. "Иногда появляются поддельные сайты кредитных организаций, целью которых является сбор личной информации у физических лиц. Здесь вопрос должен решаться в первую очередь правоохранительными органами", - приводит пример Михаил Кузьмин. Кроме того, существует еще и проблема с рынком банковских гарантий, на котором часто циркулируют поддельные гарантии. "Решением станет создание единого реестра гарантий, что поможет ликвидировать с рынка основной массив подделок", - предлагает аналитик. Существуют, по его словам, на этом рынке и компании, которые нелегально созданы или осуществляют деятельность без лицензии. Они вполне могут и не выплачивать в госказну налоги в необходимом объеме.
Помимо этого, к "теневому банкингу" эксперты относят также и многочисленные инвестиционные и управляющие компании, инвестиционные фонды. По сути, они выполняют абсолютно ту же работу, что и инвестиционное подразделение банка. Но банковской лицензии у них, само собой, нет.
Тем временем
Общий объем "теневого банкинга" в мире в прошлом году был равен 67 триллионам долларов. Это порядка 86 процентов ВВП всей планеты. Наиболее быстрый рост этого сектора наблюдался до финансового кризиса: с 2002 по 2007 годы. После кризиса темпы несколько замедлились. Наибольшие объемы у "теневого банкинга" в США, его эксперты оценивают в 23 триллиона долларов. Но в последнее время эксперты особенно много говорят о "теневом банкинге" в Китае, оценки его объемов разнятся от 40 до 70 процентов от ВВП страны. В то же время в каждом государстве у "теневого банкинга" свои особенности.