Студия Droog, созданная 20 лет назад голландцами Ренни Ремакерс и Хэйсом Баккером, своей идеей сделала мысль о том, что материальные ценности в мире не бесконечны, наступит момент их острого дефицита, который просто заставит людей творчески подходить к конструированию окружающих их бытовых предметов, используя для этого все подручные материалы. Такие, например, как мягкий пенополиуретан - кстати, ни за что не поверишь, что эта древнегреческая ваза, на которой видны все трещинки и пузырьки, свойственные керамической поверхности, отлита из резины и никогда не разобьется. А вот еще "Книжный шкаф с пятью функциями": внизу скамейка, если с нее, больше похожей на многоэтажную этажерку, встать, то окажешься перед удобным кофейным столиком, над которым нависает широкая книжная полка и т.д и т.п. Тут же кресло в технике "макраме" из хайтек-ткани, роскошного, изысканного плетения - его поднимаешь на мизинце.
Эта выставка была подготовлена Droog совместно с Московским музеем дизайна и МВО "Манеж" специально для России. Голландцам хотелось показать, что роскошь - вовсе не то, что под ней понимают русские, раскатывающие по Европе на эксклюзивных авто.
- Роскошь - это сегодня не мрамор и позолота, - говорит Ренни Ремакерс. - Ценность новых роскошных предметов - в нестандартных, на части рвущих рутину художественных решениях, примененных при их создании.
Особый привкус художественным решениям голландцев придает их уникальная, наверное, открытость художественным традициям своей страны - безусловно, в сочетании с европейским минимализмом. Rijksmuseum, государственный музей Амстердама, держит сегодня свои анналы доступными для дизайнеров и художников, и те активно вдохновляются образцами классического искусства.
...На стене - кусок обойного полотна, издалека просто модной, современной расцветки, но если посмотреть на него с полуметра, то поймешь, что этот орнамент составляет множество крохотных, в половину спичечного коробка, репродукций портретов работы Рембрандта, Вермеера и других великих. Здесь же - салфетница в виде гофрированного воротника, "снятого" с гравюры XVII века, копия серебряной вазы из коллекции того же Rijksmuseum, словно инеем обсыпанная миниатюрными, на 3D принтере распечатанными серебристыми копиями антикварной посуды, украшений, предметов старинной мебели.
Но первоисточники высокого искусства - не единственный исходный материал для дизайнеров, сотрудничающих с Droog. Кресло Тэйо Реми - это ношеная одежда особым образом сложенная, спрессованная и туго стянутая веревками. На то, чтобы на нем было удобно сидеть, ушло, по словам Ренни Ремакерс, 15 пакетов барахла - старых рубашек, брюк, платков, платьев. В итоге получилась роскошная, яркая. запоминающаяся дизайнерская "штучка" с историей.
Интересно, что едва ли не самые выразительные артефакты выставки - это именно что скамьи, диваны и другие приспособления для отдыха (например, скамейка-бумбокс с динамиками, на которой можно усесться с Bluetooth-устройством и все прохожие насладятся музыкой с твоего телефона). Может сложиться впечатление, что для голландца важнее всего комфортно и с толком отдохнуть. Есть и по-настоящему "историческое" кресло - "стул Дарвина" работы Стефана Загмайстера. Он состоит из 200 листов тайвека, свехпрочного полотна, на которых отображен весь путь развития цивилизации от палеозоя, через появления первых людей до покорения космоса и цифровой революции. Освоил всем телом, скажем, период Реформации - перевернул лист, расположился на осваиваемых Европой в XVI веке просторах Америки. И дальше сидишь, проникаешься историей...