В частности, необходимо совершенствовать законодательную сферу, налаживать тонкий правовой механизм.
Сейчас двусторонние нормативно-правовые акты оформляются либо в виде межгосударственных соглашений, нуждающихся в одобрении национальными парламентами, либо в виде декретов Высшего Государственного Совета Союзного государства.
Оба решения достаточно трудоемки, требуют больших затрат времени, не всегда обеспечивают должную детализацию нормативного акта и его действенность. Типичный пример - известные союзные соглашения, направленные на обеспечение равенства граждан Беларуси и России в социальной сфере. Хотя на этот счет подписаны соответствующие межгосударственные договоренности и в целом проблема решена, ряд существенных нюансов не нашел отражения в законодательных актах. По этой же причине уже не один год не решается вопрос о статусе и использовании союзной собственности, созданной в результате реализации научно-технических программ Союзного государства.
Может ли в данной ситуации взять на себя законодательные функции такой наднациональный орган в Союзном государстве, как Парламентское Собрание Союза Беларуси и России? Хватит ли у него юридических полномочий и компетенции для принятия законов прямого действия, обязательных для выполнения на территории двух стран?
Пока этот вопрос лишь обсуждается в научных и депутатских кругах и мнения высказываются зачастую противоположные. Ясно лишь, что совершенствование правовых основ является насущной потребностью Союзного государства.
Вот почему эта тема стала главной на проходящем сейчас в Минске заседании постоянно действующего при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России семинара по вопросам строительства Союзного государства. Накануне председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по законодательству и государственному строительству Лилия Мороз поделилась своим видением проблемы с корреспондентом "СОЮЗа":
- Поднят важный вопрос. Нам предстоит определиться, в какой форме будут приниматься законодательные акты. Возможно, это будут законы, действующие напрямую на территории Беларуси и России без дополнительного утверждения национальными парламентами.
Речь в первую очередь идет о законах в области социальной сферы и экономики. Если придем в итоге к общему мнению. Семинар ведь - консультативный орган, по результатам заседания будут выработаны рекомендации, направленные на рассмотрение национальным парламентам, в Постоянный комитет Союзного государства и другие инстанции.
В принципе, в международной практике опыт наднационального нормотворчества есть. Например, в Содружестве Независимых Государств разрабатываются модельные кодексы в той или иной сфере. Однако они служат лишь основой для принятия соответствующих национальных законов.
Но и этот опыт ценен, поэтому на семинар Парламентского Собрания приглашены, в частности, представители Содружества Независимых Государств, а также ЕврАзЭС, ОДКБ, Таможенного союза. Участники семинара обсуждают опыт принятия правовых актов в этих интеграционных объединениях, механизмы финансирования деятельности, направленной на разработку нормативных правовых актов, возможные направления развития правовой системы Союзного государства.
Между тем интеграция Беларуси и России в Союзном государстве намного более плотная и разносторонняя, чем в любой из этих международных организаций. Вот почему перед двумя странами стоит задача унификации законодательства.
Дело сложное, требующее знания и нормативно-правовой базы двух стран и условий ее применения. Этот вопрос также рассматривают участники семинара. Они должны рекомендовать, будет ли вестись соответствующая работа в форме программы либо мероприятия Союзного государства.
В работе семинара участвуют представители Постоянного Комитета Союзного государства, работники профильных министерств и ведомств Беларуси и России, ученые двух стран.
До формирования Парламента Союзного государства его функции выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Парламентское собрание состоит из равного числа представителей (по 36 человек от каждого государства-участника), делегируемых непосредственно Национальным собранием Республики Беларусь и Федеральным Собранием Российской Федерации. В составе Парламентского Собрания Союза Беларуси и России - восемь постоянно действующих комиссий, среди которых - Комиссия по законодательству и Регламенту, Комиссия по экономической политике, Комиссия по бюджету и финансам, Комиссия по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, Комиссия по вопросам внешней политики, Комиссия по безопасности , обороне и борьбе с преступностью, Комиссия по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, Комиссия по информационной политике и взаимодействию с общественными объединениями.
Наиболее ярким примером законодательного сотрудничества Беларуси и России в формате Союзного государства является подписание 24 января 2006 года в Санкт-Петербурге в ходе заседания Высшего государственного Совета Союзного государства четырех международных договоров. Этими документами стали договор о сотрудничестве в области социального обеспечения; соглашение об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства; соглашение о порядке оказания медицинской помощи гражданам двух стран в учреждениях здравоохранения Беларуси и России; протокол к соглашению между правительствами Беларуси и России об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество от 21 января 1995 года.