14.11.2013 10:19
    Поделиться

    Орловчане стали чаще жаловаться на волокиту и отписки чиновников

    "Государевы люди" нередко кладут жалобы населения под сукно. Как с этим можно бороться?

    Не все учтено

    В Орловской области чиновников обязали принимать ветеранов и инвалидов вне очереди. Такой закон по инициативе прокурора области Ивана Полуэктова приняли региональные законодатели. По сути, в регионе устранен правовой пробел. Федеральное законодательство дает некоторым гражданам право на внеочередной прием. Региональные акты ему противоречили. Теперь право на первоочередной личный прием чиновниками госорганов власти, а также областных учреждений и унитарных предприятий получили Герои Советского Союза и Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий, инвалиды I и II групп, почетные граждане Орловской области, родители детей-инвалидов и дети-сироты.

    В прокуратуре говорят, что за работой с обращениями граждан ведется строгий надзор. Где-то нарушения всплывают при плановых проверках. Но все чаще на волокиту и отписки жалуются сами жители. Административных дел у надзорных органов уже накопилось на отдельный архив. В этом году, например, наказали больше чиновников, чем в предыдущие.

    - Можно выделить три основных типа нарушений: несвоевременное рассмотрение обращения, нерассмотрение его по существу и игнорирование жалобы, - рассказала корреспонденту "РГ" старший помощник прокурора Орловской области Елена Семина. - В этом году к дисциплинарной и административной ответственности уже привлечены 54 должностных лица.

    По ее словам, ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" четко регламентирует процедуру. Чиновнику дается 30 дней на рассмотрение обращения и на ответ. Срок можно продлить, если есть объективные причины - например, когда проверка по жалобе реально занимает больше месяца. Об этом чиновник обязан уведомить заявителя в письменном виде, с подписью и печатью. Бывает, что человек обращается не по адресу. Тут чиновник должен в семидневный срок переадресовать обращение, не забыв сообщить заявителю.

    Чиновнику дается 30 дней на рассмотрение обращения и на ответ

    - Отсчет времени начинается со дня регистрации обращения в специальной книге учета или журнале, которые ведутся в каждом ведомстве, - пояснила Елена Семина. - Бывает, что гражданин приносит письменное обращение, а его не регистрируют в установленном порядке. Это тоже нарушение.

    Минувшим летом в список нарушителей попали сити-менеджер Орла Михаил Берников и начальник облуправления по госстройнадзору и жилинспекции Андрей Емец. Последний, впрочем, оспаривает в суде законность штрафа. Но, судя по статистике, чаще "грешат" все-таки сельские чиновники. Они либо отвечают с опозданием, либо не отвечают вообще. Некоторые считают, что достаточно ответить устно. Это не так. Закон обязывает чиновника на письмо ответить письменно, в срок и по существу.

    Про Фому и Ерему

    Не секрет, что часто отвечают "по шаблону". Клерк-исполнитель берет ответ, который был дан раньше и другому человеку, меняет имя адресата и дату и отсылает. Порой это приводит к курьезам. О таком случае "РГ" уже рассказывала. Жители деревни Мелынь несколько лет просили провести им водопровод. Им отвечали обнадеживающе: в таком-то году сделаем.

    А однажды ответили: "строительство водопровода будет включено в программу "Социальное развитие села до 20102 года". Позже в администрации заявили, что это опечатка. Однако селяне посчитали, что таково реальное отношение к их проблемам: "Это что ж, нам еще 20 тысяч лет воды не видать?" Впрочем, история закончилась благополучно, водопровод провели.

    А вот свежий случай, произошедший в одной из деревень Краснозоренского района. Местная жительница пожаловалась главе поселения на соседа: дескать, его домашняя птица разгуливает на улице и по чужим огородам, примите меры. И, кстати, была права, поскольку существуют правила содержания домашней птицы. Ответ женщине дали спустя два месяца, что уже является нарушением закона. Более того, мировой суд установил, что в нем содержались "противоречивые сведения о результатах разрешения обращения".

    В первом абзаце сказано, что "птица содержится согласно правилам благоустройства". Во втором написано, что владельцу пернатых "выдано предписание о недопустимости нарушений правил содержания домашней птицы". Суд поинтересовался: зачем выдавать предписание, если правила не нарушены? Тут и выяснилось, что предписание вообще не выдавалось. То есть ответ был формальным. Его автора оштрафовали на пять тысяч рублей. Такой же штраф обычно платят за опоздание.

    - Недавно к ответственности привлекли главу администрации райцентра Долгое, - рассказала Елена Семина. - В июле на его имя поступило коллективное заявление от местных жителей. Они просили построить остановку для школьного автобуса на их улице. Заявление было принято и зарегистрировано, но в установленный законом срок жители ответ не получили.

    В суде глава признал вину. Наказание получил минимальное. Кстати, штраф нарушитель обязан оплатить из своего кармана. Для сельского чиновника пять тысяч - сумма внушительная. Если штрафовать будут регулярно, волей-неволей начнешь строго следовать закону. В прошлые годы чиновники нередко оплачивали штрафы из казны. Затем прошли проверки, завели десятки уголовных дел - и такая практика почти прекратилась.

    Полная занятость

    Власти не открещиваются от проблемы, хотя и говорят, что причины нарушений далеко не всегда кроются в злом умысле. Поток обращений велик, а "чиновники - тоже люди". Человек может заработаться и забыть ответить вовремя. Или бумага затеряется. От ответственности это, конечно, не освобождает. Но в судах чиновники зачастую ссылаются именно на занятость. В администрации Орла, например, рассказали, что от горожан в текущем году поступило свыше 17 тысяч жалоб - почти на две тысячи больше, чем год назад.

    - Нарушение сроков рассмотрения обращений граждан и служебных документов допускалось неоднократно, - рассказала начальник отдела документационной работы горадминистрации Раиса Фомина. - По всем фактам проведены служебные расследования. Итогом стало издание 13 распоряжений о наказании 23 работников.

    В аппарате облправительства привели такую статистику: в этом году туда поступило свыше 5,4 тысячи письменных обращений - примерно столько же, как и годом ранее. Через интернет-приемную поступило 736 писем. Причем почти половина переадресована областным властям из федеральных органов.

    - Большинство обратившихся просят решить вопросы в сферах ЖКХ, транспортного обслуживания, землепользования, содержания и ремонта дорог, - сообщила начальник облуправления документационного и технического обеспечения Светлана Старчак. - Много обращений связано с предоставлением льгот узникам и ветеранам ВОВ и труда, оказанием социальной помощи малоимущим.

    Принимают власти и немало телефонных звонков, которые отчасти снимают "письменную нагрузку". В обладминистрации есть своя справочная служба. В этом году она приняла без малого 2,3 тысячи звонков.

    Кстати, графики личного приема должны находиться в свободном доступе - их следует публиковать на официальных сайтах и размещать на стендах в ведомственных стенах. Судебная практика показывает, что и это условие чиновники умудряются нарушать.

    Поделиться