Любопытно, что большинство таких фермеров - сами бывшие горожане, продали благоустроенное жилье и перебрались в деревню. Сменили образ жизни именно по экологическим мотивам. Собственные приоритеты - дышать свежим воздухом и питаться натуральными, без химических удобрений и антибиотиков продуктами - им удалось превратить в бизнес, причем, по мнению экспертов, весьма перспективный.
Птица счастья
- Мне эту нишу даже искать не пришлось, все получилось как-то само собой. Сначала продуктами с подворья обеспечивала знакомых, а потом, благодаря сарафанному радио и нехитрой рекламе, сеть клиентов расширилась, - рассказывает фермер Анна Коротаева.
Дважды в неделю у нее большой вояж. Анна забивает багажник своей легковушки дарами полей, огородов и птичника и отправляется к городским заказчикам. Вот уже три года бывшая екатеринбурженка - сельский житель. В корне поменять жизнь и сбежать от городского комфорта тридцатилетняя женщина решила вроде бы без серьезного повода. У семьи Коротаевых была двухкомнатная квартира в окраинном районе Екатеринбурга. С работой никаких проблем. Анна выучилась на продавца, сначала за прилавком стояла, затем торгово-челночным бизнесом занялась: завозила товар и сбывала на рынке. Но даже ее, человека деятельного и оптимиста по натуре, охватила городская депрессия.
Идею переехать в деревню поддержала вся семья. На шикарный особняк не рассчитывали. Полученных от продажи квартиры 2,7 миллиона рублей хватило на приобретение недостроенного коттеджа и 12 соток земли в поселке Малые Брусяны. Домик был неказист, зато более полумиллиона осталось на обустройство. К тому же все это счастье находится недалеко от Екатеринбурга - на машине около получаса до центра города.
Городская психология помогла приезжим по-новому взглянуть на возможности деревенской жизни. Сразу заводить корову, козу и рассчитывать на изобилие со своего огорода не стали. Поиск перспективного дела начали… в Интернете. Изучив фермерские сайты, Анна пришла к выводу, что выгода - в птице. Как для домашнего стола, так и для будущих покупателей. Для Урала, где множество птицефабрик, - в экзотической, скажем, в перепелах.
На первых подопечных буквально дышать боялись. Но потом дело пошло. Приобрели инкубаторы, специальные клетки для цыплят и взрослых птичек. Опыта набирались опять же в Интернете. И сейчас у Анны настоящая перепелиная ферма - около двух десятков клеток, заполненных пестренькими маленькими курочками. А недавно взялись выращивать еще и бройлеров - тоже необычной для здешних мест породы, завезенных из Чехословакии.
Главную для каждого начинающего бизнесмена проблему - выхода на рынок - тоже решили с помощью Сети: помогает специальный сайт, на котором селяне выкладывают свои предложения, а горожане онлайн делают заказы.
За ценой не постоят
Теперь Анна на птице уже не зацикливается. Скооперировалась с другими сельчанами. Покупает у них молоко: сепарирует сливки, делает сметану, творог и даже сыр. Готова выполнить едва ли не любую прихоть платежеспособного гурмана: приготовить и доставить домашний майонез, топленное в печи молоко - осваивает технологию запекания золотистой пенки.
- Моя работа никогда не была столь востребована. Все с лету уходит, - признается фермер. - Создается впечатление, что люди в принципе не хотят покупать продукты в городских магазинах. Сравните сами: цыпленок бройлера в магазине стоит около 100 рублей за килограмм, у меня берут по 270, и не всем заказчикам хватает.
Готовность обеспеченных уральцев покупать натуральный товар втридорога - главный стимул для производителей экологических продуктов. Цена деревенского молока в онлайн-лавке - 60-80 рублей за литр. Десяток яиц стоит от 75 рублей, творог предлагают за 200-300 рублей за килограмм, мясо домашнего цыпленка - по 250-400, цена гуся и индейки доходит до 500 рублей. Килограмм натурального сливочного масла ценители готовы приобрести за 800. Понятно, что цены определяет рынок и в зависимости от сезона они колеблются. Но планка неизменно остается выше магазинной, и значительно. Не менее важно, что рынок диктует и стандарты качества продукции. Хитрить с заказчиком - себе дороже.
Малое подворье
Большинство фермеров считает: успешное ведение бизнеса большого размаха не требует.
- Если сам все делаешь, без наемных работников, затрат на рекламу, выходит неплохая прибыль. Когда хозяйство растет, появляются сопутствующие затраты: нужно платить работнику, делать вентиляцию и прочее. Сразу же доход падает минимум втрое, - поясняет екатеринбургский фермер Алексей Волжанин.
В основном крестьяне работают с индивидуальными заказчиками. Выходить на крупных - ресторанные или торговые сети - рискуют единицы. К примеру, бывший инженер оборонного завода, ныне владелец самой крупной на Среднем Урале перепелинной фермы Сергей Баклыков сумел наладить масштабный бизнес и может похвастать солидными клиентами. Среди заказчиков его продукции - несколько федеральных торговых сетей. Начиная свое дело, Баклыков прочитал в Интернете, что этот вид бизнеса приносит до 500 процентов годовых. Жизнь показала: прибыль есть, но отнюдь не сумасшедшая - в среднем около 12 процентов.
Кирилл Шлаен, генеральный директор сети ресторанов:
- Фермерские продукты - мировой тренд. На Урале эта ниша еще не заполнена. Пока в Екатеринбурге не фермеры нам что-то предлагают, а мы их просим производить какой-либо традиционный крестьянский продукт. Я вполне допускаю появление в Свердловской области фермерских хозяйств, которые 100 процентов своего товара будут продавать ресторанам и за счет этого успешно существовать.