Из столицы Финляндии пришла новость, дающая надежду русским матерям, чьи дети были отобраны финской службой защиты детей: в борьбе за свои родительские права можно одерживать победы.
Суд второй инстанции снял все обвинения с гражданки Финляндии и Израиля Людмилы Ходак (Риипинен), обвинявшийся в похищении собственного ребенка и приговоренной в марте этого года Надворным судом Хельсинки к 15 месяцам тюремного срока условно. Кроме этого, Людмила должна была выплатить дочери Соне 2 тысячи евро за "моральный ущерб" и около 1800 евро - назначенному девочке финскому адвокату.
Людмила - россиянка по происхождению - родилась в Ленинграде, вышла замуж за финна Йоуко Невалайнена и переехала к нему в Хельсинки, где у них родилась дочь. Хотя Людмила и ее супруг жили в гражданском браке, не оформляя свои отношения официально, Йоуко от дочки никогда не отказывался, семья жила мирно, и конфликта между родителями не было.
"Проблемы, - рассказывала Людмила в суде первой инстанции, - начались в 2008 году, когда Соня пошла в школу. Педагоги заявили, что она мало общается со сверстниками, сообщили социальной службе, которая решила направить совершенно здоровую девочку к психиатру. Меня же обвинили в том, что я не хочу сотрудничать с ювенальной системой".
Зная случаи, когда финская опека необоснованно изымала детей из семей и опасаясь, что так может случиться и с 8-летней Соней, Риипинен с дочкой покинула Финляндию, репатриировавшись в Израиль. Три года мать с дочерью жили в городе Хайфа. Когда же в 2011 году они приехали в Хельсинки в гости к отцу девочки, служба при поддержке полиции неожиданно отняла Соню у матери и - без решения суда, без психологической экспертизы - поместила в финский детдом. Оказалось, пока они отсутствовали, Комиссия социальной службы Хельсинки приняла решение изъять девочку из семьи. Причем самой Людмиле об этом не сообщили. Началась борьба матери за свои родительские права.
В том первом судебном процессе Риипинен в итоге была признана виновной в похищении у финского государства ребенка - истцом выступала социальная служба города Хельсинки. Это судебное решение было Людмилой обжаловано, и, как вчера сообщил ее адвокат Юрки Лейвонен, "Суд отказал обвинителю во всех его требованиях. Людмила выиграла этот процесс".
Но главный в этой истории вопрос пока остается открытым: вернут ли и когда Соню, которой исполнилось уже 14 лет, матери? Пока "опекуном" девочки остается город Хельсинки, то есть официально она все еще "в изъятии" и сегодня живет в приюте. Сама Соня, как и ее мама Людмила, и отец Йоуко Невалайнен, считает, что речь идет о произволе, о кампании против русской матери, которая всего лишь не захотела отдавать своего ребенка финскому государству.
Мерья Норрос, заместитель начальника отдела международной правовой помощи Министерства юстиции Финляндской Республики:
- Гражданство, как и регистрация, не имеют никакого влияния на решение суда о том, где будет жить ребенок из проблемной семьи. Только место фактического проживания. Так трактует Гаагская конвенция, и это является определяющим. В Финляндии каждый год регистрируют по 15-20 случаев кражи детей, когда один из супругов вывозит их в другую страну. Каждый раз суд возвращает детей туда, где они фактически проживали. И это далеко не обязательно Финляндия.