Зачем нужен такой суперколлайдер, если физики только что совершили поистине эпохальное открытие, поймав на БАКе "частицу Бога" - бозон Хиггса, отвечающий за массы элементарных частиц? Это открытие признано главным научным событием прошлого года, а предсказавший существование бозона шотландский ученый Питер Хиггс получил в этом году Нобелевскую премию по физике. "Новый колллайдер - это попытка заложить основы видения на десятилетия вперед", - говорит физик-теоретик Майкл Пескин, представивший концепцию VLHC экспертам правительств США.
- На бозоне Хиггса физика элементарных частиц не заканчивается, -- сказал корреспонденту "РГ" доктор физико-математических наук, заместитель директора НИИ ядерной физики МГУ Виктор Саврин. - Открытие бозона Хиггса подтвердило верность Стандартной модели, которая объясняет многие законы мироздания. Но есть не менее значимая для науки и для понимания законов природы теория суперсимметрии. Она гласит, что для каждой известной частицы существует суперсимметричный партнер. Такие партнеры пока не найдены, но предсказано, что их массы могут оказаться настолько большими, что их невозможно получить даже на БАКе. Эту задачу и может решить Очень большой адронный коллайдер (VLHC).
Добавим что не только физики США, но и европейцы из ЦЕРН планируют заиметь собственный суперколлайдер. Его предлагается разместить под Женевским озером, а начать строительство в 2020-х годах. Эта машина будет готова к закрытию БАКа в 2035 году. Конечно, пока рано говорить о цене будущего проекта, но по некоторым прикидкам он обойдется минимум в 10 миллиардов долларов. Скорей всего эта цифра явна занижена, ведь "маленький" БАК влетел в копеечку - около 8 миллиардов долларов.