Напомним, после проверок 1,5 миллиона деклараций, поданных за прошлый год, уволены 200 госслужащих всех уровней власти. Среди них - восемь высокопоставленных, в том числе два генерала минобороны и заместитель главы Рособоронзаказа. Эти чиновники не указывали счета на несколько десятков миллионов рублей или "забывали" задекларировать недвижимость. "С трудом могу себе представить, как человек может забыть, что у него есть дом", - сказал журналистам глава президентской администрации Сергей Иванов. Он же сообщил, что нередко сами чиновники информируют органы власти о потенциальном конфликте интересов или о попытках дать им взятку. В этом году поступило 2,5 тысячи таких заявлений, по результатам проверок возбуждено 835 уголовных дел и привлечены к ответственности 311 человек. Сергей Иванов заверил, что антикоррупционные проверки будут продолжены: "Здесь неприкасаемых нет и быть не может, и компромиссов здесь никаких не будет".
Расхождения реальных доходов с задекларированными время от времени обнаруживаются. Но эти расхождения носят обычно формальный характер и редко кого изобличают в незаконном обогащении. По данным Левада-Центра, 70 процентов россиян не доверяют сведениям о доходах и имуществе, публикуемых госслужащими. Почти 80 процентов опрошенных убеждены, что чиновники декларируют далеко не все; что обнародованные цифры, и без того потрясающие воображение обывателя, отражают лишь мизерную долю реального богатства. А с другой стороны - тоже по данным опросов - граждане уже не очень интересуются, сколько зарабатывают большие начальники. Считать деньги в чьих-то широких карманах - казалось, нет для российского обывателя удовольствия слаще. Вроде так и должно быть: чем выше неуклонно растущее благосостояние правящего сословия, тем острее внимание масс к имуществу и доходам славных его представителей. Но нет, тут зависимость получилась обратная. И, мне кажется, вот почему: материальный достаток важных персон таков, что просто не укладывается в голове российского обывателя.
Почему же многие не желают знать, сколько за год заработал тот или иной министр или глава региона? Первая причина - "отсутствие интереса к чужим доходам" (34 процента). Вторая - априорное недоверие к предоставленной информации (29 процентов). "Ничего удивительного в этом нет, - говорит глава ВЦИОМ Валерий Федоров. - В обществе сложилась презумпция виновности чиновников".
Отдельный сюжет - подарки чиновникам. Материальные знаки внимания государственным служащим долго не удавалось регламентировать. И вот введены законодательные ограничения: все "протокольные" подарки, стоимость которых превышает 3 тысячи рублей, признаны недопустимыми. На умеренность принимающей подношения стороны, выходит, никто не надеется. Нет упований и на умение должностного лица определять, связан ли подарок с его служебной деятельностью.
Насколько решительной окажется власть в дальнейших попытках пресечь незаконное обогащение отдельных своих представителей? Об этом общество сможет судить по тому, будут ли применяться санкции к нарушителям закона о контроле над расходами чиновников. Такой закон был принят год назад. Он предполагает декларирование крупных расходов на приобретение земли, другой недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций. Госслужащий обязан предоставлять сведения обо всех расходах, превышающих общий доход его или его супруги по основному месту работы за три года до заключения сделки. Представлять декларацию о расходах должен каждый госслужащий и каждый чиновник независимо от их ранга. Если в ходе проверки обнаружится дисбаланс между приходным и расходным "ордерами", от чиновника потребуют объяснить, откуда он взял средства, а суд будет вправе обратить в доход государства незаконно приобретенную собственность.
Контроль над расходами совершенно необходим, как это заведено, например, в США, Финляндии и даже в Мексике. Не проработав в бизнесе ни дня, многие российские чиновники, депутаты тратят сотни тысяч долларов в месяц, демонстрируя недоступные российскому большинству стандарты потребления. Несоответствие официальных доходов госслужащего тому образу жизни, который он ведет, давно никого не удивляет. Потому-то и теряется интерес к материальному положению чиновников. Хотя сама потребность общества в такой информации этим не отменяется. Недаром 57 процентов респондентов, даже не очень доверяя опубликованным данным, на вопрос, надо ли дальше их публиковать, твердо ответили: надо! Но это имеет смысл лишь тогда, когда контролируются и расходы, а обнаруженные несоответствия тоже становятся достоянием гласности.
Ясно, что декларации о расходах тоже должны быть проверены. Нет сомнений и в том, что по итогам проверок у кого-то обнаружится разительный дисбаланс между потраченным и заработанным.
Способен ли контроль над расходами госчиновников стать действенным антикоррупционным механизмом? Вероятно, способен. При одном обязательном условии - если декларации о потраченном будут проверяться. Боясь показаться наивным, добавлю: для приведения чиновников в чувство вполне хватило бы и деклараций о доходах. При том же условии - если бы все они неукоснительно проверялись.