Ильяс Магомед-Саламович, как вы оцениваете итоги состоявшегося визита Валентины Матвиенко в целом?
Ильяс Умаханов: Безусловно, положительно. К этому визиту Совет Федерации, как и наши узбекские коллеги, готовились тщательно. Главное, на что бы я обратил внимание, - это чрезвычайно конструктивный, деловой и доброжелательный характер того общения, которое состоялось. Не успели мы приземлиться в Москве, а сенатом Узбекистана было принято решение о возрождении группы дружбы, что является еще одним свидетельством того значения, которое наши узбекские коллеги придают развитию отношений с Российской Федерацией и с парламентом России. В самое ближайшее время будет выработана программа совместных действий на ближайшую перспективу. Это и обмен опытом законотворческой работы, и мониторинг ранее принятых межгосударственных соглашений и договоров.
В отношениях парламентов России и Узбекистана было довольно долгое затишье. Чем оно было вызвано?
Ильяс Умаханов: Наверное, отчасти это было связано с некоторой инертностью обеих сторон в том, что касается двусторонних контактов. Кроме того, на каком-то этапе Узбекистан свернул или значительно снизил активность своей работы в международных организациях, в том числе и межпарламентских структурах. Это был тот случай, когда видимых причин для замораживания межпарламентских связей не было, однако в течение 7 лет визиты первых руководителей и представительных делегаций сенатов двух стран не осуществлялись. Мы понимали, что в двусторонних отношениях всегда кто-то должен сделать первый шаг, и тогда ты можешь рассчитывать, что шаг навстречу сделают и тебе.
А можно ли рассчитывать на ответный визит коллеги Валентины Матвиенко по верхней палате Узбекистана Илгизара Собирова в Москву?
Ильяс Умаханов: Такое приглашение было официально вручено господину Собирову и с признательностью им воспринято. У нас есть не только надежда, но и уверенность, что руководитель сената Узбекистана совершит такой визит в Российскую Федерацию в ближайшее время. Если же это еще и совпадет с проведением очередного заседания Межпарламентской ассамблеи СНГ, на которое Валентина Матвиенко также пригласила его, мы будем этому очень рады.
Не могли бы вы прокомментировать заявление господина Собирова о том, что Узбекистан положительно относится к перспективам присоединения к Таможенному союзу?
Ильяс Умаханов: По-моему, иногда возникает много информационного ажиотажа, а оценка юридически выверенной позиции отходит куда-то на дальний план. Я могу вам официально заявить, что во время двусторонних переговоров с Валентиной Ивановной Матвиенко господин Собиров никаких заявлений относительно готовности Узбекистана вступить в Таможенный союз не делал. Хотя и подтвердил общеизвестную позицию, что Узбекистан очень внимательно наблюдает за развитием интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Валентина Матвиенко также провела встречу с президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Какие вопросы на ней поднимались?
Ильяс Умаханов: Я бы отнес эту встречу к разряду наиболее доброжелательных. Руководитель государства беседовал с главой одной из палат парламента в течение почти трех часов, что само по себе беспрецедентно. Поэтому тут важно не только то, что обсуждали, но и как обсуждали. Само обсуждение затрагивало очень широкий круг вопросов - от международной повестки до вопросов, связанных с миграционной политикой. Ощущение того, что рядом с вами сидит человек, который искренне и от души заинтересован в развитии двусторонних отношений, который с большим уважением относится к российскому народу и руководству нашей страны, не оставляло меня на протяжении всей этой встречи.