Новости

20.11.2013 00:57
Рубрика: Происшествия

"Черные ящики" не все расскажут

МАК приступил к расшифровке одного из бортовых самописцев разбившегося "Боинга"
В Межгосударственном авиационном комитете приступили к расшифровке "черных ящиков" с самолета, разбившегося в Казани. К сожалению, один из бортовых самописцев оказался настолько поврежденным, что был утрачен носитель информации - магнитная лента, на которой записаны переговоры членов экипажа между собой и с наземными диспетчерскими службами. Это затруднит расследование причин авиакатастрофы.

Как рассказали корреспонденту "РГ" в Межгосударственном авиационном комитете, специалисты которого расшифровывают "черные ящики" гражданских авиалайнеров, в речевом самописце "Боинга-737" отсутствовал защищенный лентопротяжный механизм вместе с магнитной пленкой. То есть утрачен один из важнейших элементов объективного контроля. Конечно, сохранились переговоры командира судна с диспетчерской вышкой Казани, но многое могли бы рассказать записанные разговоры между двумя пилотами во время полета и при заходе на посадку.

Возможно, речевой самописец от сильнейшего удара о землю разрушился, и кассета с записью переговоров экипажа вылетела на летное поле, затерявшись среди обломков самолета. Специалисты очень внимательно осматривали место крушения, но лентопротяжного механизма не нашли. Не исключено, что его вывезли с фрагментами самолета до того, как нашли сами "черные ящики". Впрочем, все уцелевшие фрагменты лайнера хранятся до завершения расследования. Так что если магнитная лента не сгорела, ее обязательно найдут.

А вот в параметрическом регистраторе, фиксировавшем работу всего, что связано с техническим состоянием самолета, хоть он и был сильно поврежден, магнитная пленка сохранилась в удовлетворительном состоянии. И уже первые этапы расшифровки показали, что у лайнера имелись какие-то технические проблемы. Причем возникли они незадолго до ухода самолета при посадке на второй круг. Могли ли именно эти неполадки привести "Боинг-737" к сваливанию в пикирующий полет, покажет дальнейшее расследование. Также полная картина технического состояния всех агрегатов лайнера и их работоспособность во время полета будет получена после полной расшифровки информации, сохранившейся в параметрическом регистраторе.

Запись на бортовых самописцах ведется на магнитную ленту или магнитную проволоку. В последнее время стали применять твердотельные носители информации. "Боинг-737" был выпущен более двадцати лет назад, поэтому на нем стояли старые модели самописцев с магнитными носителями. Как правило, информация в самописцах хранится до следующего полета. Если предыдущий прошел нормально, то вся запись о нем стирается и начинается фиксация новой информации. Если случилась авария, то записи регистраторов позволяют восстановить картину ЧП.

Конструкция самописцев рассчитана на запредельные перегрузки, поэтому при любых катастрофах информацию удается сохранить, а потом расшифровать. Разрушение речевого самописца, что произошло в Казани, свидетельствует о том, что удар самолета о землю был чрезвычайно сильным. Действительно, очень редко пассажирские лайнеры падают, подобно авиабомбе, вертикально. Обычно они все-таки планируют, и даже разрушающие удары бывают скользящими - в этом случае перегрузки не способны повредить особо прочный корпус самописцев.

Экспертиза

Воскресная посадка Боинга в Казани пошла не по стандартной схеме и поэтому пилот решился на второй круг, оценив положение самолета как "непосадочное", сообщил вчера Межгосударственный авиационный комитет. Таковы первые выводы.

Следственным комитетом проводятся исследования идентификации останков погибших. У тридцати шести потерпевших взяты образцы генетического материала.

Вчера корреспонденту "РГ" официальный представитель СКР Владимир Маркин рассказал, что успело с понедельника сделать следствие. Дело из-за большого числа погибших ведет ГСУ - Главное следственное управление. Кроме того, в рамках расследования изъяты три диска с записями. Это аудиопереговоры диспетчера с экипажем, запись с экранов мониторов диспетчеров и запись с камер слежения их работы. Все эти записи будут тщательно изучены, проанализированы следователями и экспертами. Уже назначена судебно-химическая экспертиза топлива, изъятого с места заправки лайнера в аэропорту Домодедово. Эта экспертиза будет проведена специалистами государственного НИИ гражданской авиации.

В ходе осмотра места происшествия, который, кстати, до сих пор не окончен, из земли извлекли двигатель "Боинга".

Подготовила Наталья Козлова

Самолет

В день трагедии экипаж Boeing 737 авиакомпании "Татарстан" успел слетать в Ереван и обратно, а потом отправился в свой последний рейс по маршруту Казань - Москва - Казань. Более того, вместо американского лайнера в столицу должен был лететь самолет канадского производства Bombardier, но его направили в Сочи.

Об этом заявил директор авиакомпании "Татарстан" Аксан Гиниятуллин.

В компании посчитали, что гнать туда большой борт с 40 пассажирами нерентабельно.

Погибший командир экипажа и второй пилот, по его словам, были опытными. Общий летный стаж командира Рустема Салихова составлял 21 год, с 1992 года он работал в компании штурманом, в 2010-м прошел переобучение в учебном центре авиакомпании S7 на второго пилота Boeing 737-500 (300, 400), а с марта 2013 года занял кресло командира экипажа. Его общий налет 2,7 тысячи часов, из них на американском лайнере 2,5 тысячи. За плечами второго пилота Виктора Гуцула 23-летний летный стаж. С 2007 года он работал в авиакомпании бортмехаником Як-42, два года назад переобучился на Boeing 737, на котором успел налетать 1,9 тысячи часов. Но, как сообщил директор авиакомпании, на второй круг экипаж в реальном времени ни разу не заходил, только на тренажере.

Сейчас, по словам Гиниятуллина, компания возвращается к привычному режиму работы. Накануне руководство авиакомпании приняло решение отменить эксплуатацию второго 23-летнего Boeing 737. Вчера изображение Boeing 737-500 с сайта удалили.

Как удалось выяснить, "американцы" были самыми старыми машинами в авиапарке компании. Они были выпущены 23 года назад. Сейчас на вооружении остаются Airbus A319, средний возраст которых составляет 7 - 8 лет. Причем, по словам директора, у авиакомпании больше нет машин, которые эксплуатировались в Африке.

Аксан Гиниятуллин заверил, что их авиапарка хватит, чтобы выполнять все рейсы по расписанию. И не стал скрывать, что после катастрофы пассажиры, ранее планировавшие лететь самолетами авиакомпании, начали массово сдавать билеты.

Он также сообщил, что на помощь нашим экспертам из США вылетит группа специалистов Национального совета по безопасности на транспорте во главе с высококвалифицированным экспертом Деннисом Джонсом.

Подготовила Светлана Брайловская

Не та высота

Только крупные перевозчики в России могут себе позволить покупать самолеты с иголочки за рубежом. Небольшие авиакомпании предпочитают брать самолеты в краткосрочную аренду (лизинг), чтобы меньше тратиться на обслуживание. Пытаются они порой выгадать и при подготовке пилотов, что, кстати, сурово карается - лишением права полетов, если будут найдены даже небольшие нарушения, в том числе и в тренажерной программе, отметил в беседе с "РГ" президент Профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук. А ответственных за безопасность пассажиров ждет уголовное наказание. Однако проверки проходят всего раз в три года, да при экстренных случаях. Эксперты "РГ" настаивают на более частом контроле.

Тогда и краткосрочный лизинг подойдет. Тем более для летней чартерной программы, учитывая, что почти полгода самолет может простаивать в ангаре и ждать своего часа. В договоре лизинга есть механизм ответственности авиакомпании за техническое состояние самолета, причем очень детальный, говорит представитель одной из крупных отечественных лизинговых компаний Павел Пискун. Доля самолетов в лизинге - более 60 процентов. Из них большинство находится в краткосрочной аренде. Такова статистика международного рынка. В России пока больше развит финансовый лизинг. И авиакомпании предпочитают арендовать самолеты за рубежом. Среди самолетов, перевозящих пассажиров, около 2/3 всего парка - иностранные суда. При этом, в связи с особенностями оборота такой техники, ее регистрация осуществляется в Ирландии или Бермудах. То есть титул собственности находится за пределами России, а предоставление в пользование осуществляется на основе договоров международного лизинга. Существует более 15 международных компаний операционного лизинга. А две крупнейшие из них имеют в своих российских портфелях от 80 до 100 самолетов каждая.

Что касается программ подготовки пилотов, то в России они полностью отвечают требованиям Международной организации гражданской авиации. В противном случае самолеты наших авиакомпаний просто не пускали бы аэропорты других стран. А то, что практически вся переподготовка пилотов проходит у нас на тренажерах, нет ничего страшного, ведь они полностью повторяют реальные условия, отметил Бойчук. Также нет особой угрозы для пассажиров, если пилот за штурвалом не выполнял в реальной жизни ни одного захода на второй круг, но навыки ухода должны быть у него отработаны на тренажере до автоматизма, констатировал он. Подготовка командира еще более тщательная.

Пилот должен отлетать не менее 150 часов в летном училище. Дальше курсант приходит в авиакомпанию и продолжает учиться, в зависимости от типа самолета, на котором будет летать. Причем подготовка может занять больше года. И после этого новый второй пилот получает право летать с одним и тем же командиром судна, то есть в закрепленном экипаже и еще под присмотром инструктора. Летчики, приходящие с военной службы, также переучиваются и сначала могут рассчитывать только на ранг второго пилота. Налетав вторым номером не менее полутора тысяч часов, те и другие могут рассчитывать на то, чтобы пройти проверку и получить звание линейного пилота. И только тот, кто носит это звание, может рассматриваться как кандидат в командиры. Рабочий день экипажа тоже жестко регламентируется, чтобы не было переутомления пилотов и они могли восстановиться. Чем больше взлетов и посадок, тем короче время работы. Если у экипажа было 3 или 4 взлета и посадки днем, то время работы -10 часов, а если летали в темное время суток, то "вахта" сокращается на час, отметил Бойчук. Но выполнение и этих правил надо жестко и чаще проверять. "Без присмотра" велик соблазн сэкономить на подготовке пилотов.

Происшествия Правосудие Следствие Происшествия ЧП Аварии и катастрофы Правительство Следственный комитет Филиалы РГ Волга-Кама ПФО Татарстан Казань Следствие по делу о крушении Boeing в Казани РГ-Видео
Добавьте RG.RU 
в избранные источники