Новости

Средним и маленьким проектам получить финансирование сложнее, чем крупным
Ровно через две недели, 4 декабря, будет сдан в эксплуатацию новый терминал аэропорта Пулково. Об этом на первом международном форуме "Технопром-2013" рассказал заместитель президента - председателя правления ВТБ Михаил Осеевский. Это один из крупнейших ГЧП-проектов, реализуемых на территории России, поэтому неудивительно, что структурирован он очень сложно, в том числе с точки зрения финансирования. Общий объем привлеченных в проект денег - 1,2 млрд евро, из них средства акционеров составили 33%, банков развития - 20%, а самой большой оказалась доля синдиката коммерческих банков - 47%. Их привлечением в проект, а также консультационной поддержкой и организацией взаимодействия между заинтересованными сторонами занимался Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Впрочем, как считают эксперты, финансирование - это не главная проблема реализации ГЧП-проектов. Основной "болевой точкой" по-прежнему остается законодательная база. Многие вопросы до сих пор не решены, в отсутствие федерального закона большинство проектов (в том числе Пулково-3) реализуются в рамках региональных законов о ГЧП, которые не всегда взаимоувязаны как с подобными законами других регионов, так и со смежными федеральными актами - в частности, с бюджетным законодательством. Одна из проблем, решения которой ждет бизнес, это тарифообразование. Без четкого понимания будущих доходов, на которые в инфраструктурных проектах тарифы оказывают значительное влияние, частному инвестору очень сложно принять решение об участии в проекте, подчеркнул директор по региональному развитию Европейского банка реконструкции и развития Арвид Тюркнер. Между тем сегодня лишь в 12 региональных законах о ГЧП есть понятие оценки эффективности проекта, причем зачастую в документе идет отсылка на нормативно-правовые акты, которые еще даже не приняты. Тюркнер подчеркнул, что частный предприниматель может реализовать проект быстрее и эффективнее, однако понимания этого у властей часто нет. По его словам, государственные институты не готовы передавать инфраструктуру в управление бизнесу, и это тормозит развитие ГЧП в России.

Не всегда заинтересованы в ГЧП-проектах и банки, поскольку это долгосрочное финансирование - сроки реализации отдельных проектов могут составлять 30 и даже 50 лет. Так долго ждать маржи кредитные организации не готовы. Еще один сдерживающий фактор - высокая стоимость качественных консультационных услуг. Как правило, обращаться приходится к международным организациям, а в России специалистов по ГЧП очень мало. Вице-губернатор Новосибирской области Андрей Ксензов обратил внимание на то, что сегодня их не готовит ни один российский университет. Препятствует реализации ГЧП-проектов и непрозрачность процесса тендерных закупок. Приведение их в соответствие с международными стандартами помогло бы значительно снизить издержки по проектам, уверен Арвид Тюркнер. Он добавил, что учитывать необходимо и экологический аспект - не секрет, что многие инфраструктурные проекты потенциально могут нанести значительный ущерб окружающей среде. По словам эксперта, в России были "не очень удачные примеры" таких проектов, поэтому экологию надо иметь в виду, если вы хотите довести проект до конца, а особенно если планируется привлечь к его реализации международные финансовые институты.

Несмотря на все проблемы, эксперты убеждены, что именно за ГЧП - будущее регионального развития. Однако локомотивом региональной экономики ГЧП может стать только после детальной проработки всех спорных вопросов в законодательстве. В том же тарифном регулировании, по словам Михаила Осеевского, должна быть выработана жесткая модель, понятная инвесторам, чтобы можно было просчитать все риски. "Вопрос непростой, но тем не менее надо его решать. Причем касается это не только ГЧП-проектов, но и простых инвестиционных кредитов - если тарифы могут изменяться, непонятно, где выручка, откуда возьмется источник погашения инвесткредита", - добавил эксперт.

Эксперты также подчеркнули, что у крупных, средних и малых ГЧП-проектов разные проблемы. Большинство крупных проектов реализуются в "ручном" режиме при непосредственном участии не только региональных властей, но и первых лиц государства. Это подтверждает в том числе и опыт лидера по ГЧП в России - Санкт-Петербурга, где кроме нового аэропортового комплекса реализуется также крупнейший в мире ГЧП-проект в сфере строительства платных магистралей - Западный скоростной диаметр. Средним же и маленьким проектам часто сложно получить финансирование - первые недотягивают по объемам до крупных, поэтому не могут претендовать на такие же объемы, а маленькие не могут предоставить обеспечение под кредит в банке. При этом, согласно статистике, крупные ГЧП-проекты практически все доводятся до конца (хотя сроки их реализации могут нарушаться), а вот среди средних и маленьких проектов хорошо заканчивается только каждый третий, 30% не доходят до конца.

Развитие ГЧП в России, по словам директора АНО "Агентство по привлечению инвестиций в Сибирь" Тараса Демиденко, сдерживается не только отсутствием нормативно-правовой базы в регионах, но и тем, что банки не готовы к длительным проектам ГЧП. При этом, несмотря на отсутствие проработанной законодательной базы для ГЧП, с начала 2013 года в России было успешно реализовано около 200 проектов.

Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке