Но мы не можем ограничиваться только развитием нормативно-правовой базы. Что предложит государство в лице региональных администраций, а также муниципалитетов частным инвесторам после принятия закона? Сегодня у частных инвесторов и компаний есть интерес к проектам ГЧП в сфере развития общественной инфраструктуры. Также у публичной стороны есть потребность в частных инвестициях и компетенциях, необходимых для развития тех отраслей, за которые традиционно отвечало государство. К сожалению, рынок проектов ГЧП пока еще не сформирован. Ведь именно государство традиционно отвечает за жилищно-коммунальное хозяйство, транспортную отрасль, социальную сферу, медицину, образование, именно государство должно предлагать рынку проекты, которые, помимо социального эффекта, необходимого обществу и государству, будут также интересны бизнесу.
Как правило, инициатором проектов ГЧП является государство. Но сегодня публичная сторона не может подготовить грамотно структурированные проекты, которые будут интересны частной стороне. Таким образом, есть желание обеих сторон в развитии ГЧП, но существует дефицит проектов. Дальнейшее развитие рынка ГЧП будет зависеть от того, будет ли публичная сторона квалифицированным заказчиком ГЧП-проектов, сможет ли государство заманить в такие сложные сферы, как социальная, ЖКХ, и др., частных инвесторов. А это надо делать профессионально, общаясь на одном языке с бизнесом.
Если изучить зарубежный опыт, то мы увидим некую цикличность развития государственного управления в ГЧП в странах Америки и Европы. Нам также необходимо пройти этот цикл, опираясь на уже существующий опыт других стран. Собственно говоря, этот цикл уже отражен в "Методических рекомендациях по подготовке и реализации проектов ГЧП в субъектах РФ" , которые разработаны Центром развития ГЧП при поддержке минэкономразвития. Цель рекомендаций - сформировать единый подход к процессу реализации проектов ГЧП в части государственной политики в сфере ГЧП и в части управления проектами. В рекомендациях обозначены основные элементы и этапы развития системы госуправления ГЧП в регионе, представлена структура процесса управления проектами ГЧП, определены основные риски.
ГЧП - это вызов нашей административной системе, и поэтому, если публичная сторона действительно хочет привлекать частные компетенции и инвестиции в развитие общественной инфраструктуры, необходимо квалифицированно и качественно готовить проекты ГЧП и предлагать их рынку. Качественная подготовка влияет на успех реализации проекта, минимизацию рисков у публичной стороны по исполнению контрактов, ну и прежде всего влияет на бюджет. Если проект качественно структурирован и проработан публичной стороной, то он действительно может быть более выгодным, чем строительство исключительно за счет госбюджета. И зарубежная, и российская практика показывают, что многие инфраструктурные проекты, которые государство реализует за бюджетные средства, имеют сильное сметное удорожание, но когда привлекается частный бизнес, который несет соразмерные риски и затраты с государством, то стоимость строительства и эксплуатации существенно снижается.
Развитие ГЧП в регионах требует формирования отдельной системы управленческих процессов, структур и распорядительных документов, а также соответствующей системы мер, включая выработку целей, задач и принципов, направлений развития и мероприятий по их достижению. Именно поэтому была разработана программа управления и сопровождения проектов ГЧП - "Квалифицированный заказчик". Это система управленческих и информационных технологий, необходимых для функционирования проектного офиса по развитию деятельности в сфере ГЧП и реализации проектов ГЧП в регионе. Целью "Квалифицированного заказчика" является формирование механизмов, обеспечивающих развитие деятельности на принципах ГЧП в субъекте РФ на долгосрочной основе.
В рамках этой программы формируется нормативно-правовая база, разрабатывается стратегия ГЧП и выстраивается система управления проектами ГЧП. В систему управления входит обучение сотрудников, повышение квалификации и, конечно же, определение приоритетных отраслей и пилотных проектов. Далее организуется сопровождение подготовки и запуска этих проектов. Сегодня, помимо выработки стратегии развития ГЧП в регионе и определения нормативно-правовой базы ГЧП, также необходимо начать реализовать пилотные проекты. Именно их реализация в тех или иных отраслях позволит публичной стороне наработать опыт и стать "Квалифицированным заказчиком" ГЧП-проектов.
Для обеспечения информационной открытости и общественной экспертизы таких пилотных проектов ГЧП, Центр развития ГЧП совместно с Торгово-промышленной палатой РФ в марте 2014 года проводит крупнейшее мероприятие в сфере развития инфраструктуры и государственно-частного партнерства - Российскую неделю ГПЧ. В большинстве развитых стран ежегодно проходят масштабные форумы, посвященные вопросам ГЧП. Российская неделя ГЧП станет регулярной федеральной дискуссионной площадкой, на которой будут представляться проекты ГЧП в различных отраслях экономики с целью отбора для дальнейшей реализации в регионах России. Обсуждать проекты будут представители органов государственного и муниципального управления, отечественные и зарубежные инвесторы, эксперты. Повысить уровень квалификации публичных заказчиков на рынке ГЧП, сделать так, чтобы государство стало квалифицированным заказчиком, - это сегодня основная задача федеральной и региональной властей, органов местного самоуправления и экспертного сообщества.