Подобные новшества содержат два важных документа, подготовленные министерством юстиции России. Первый вносит поправки во внутренние правила следственных изоляторов. Второй обновляет распорядок исправительных учреждений: тюрем и колоний, где осужденные отбывают срок. В частности, как поясняют в ведомстве, проект, касающийся СИЗО, "расширяет перечень предметов первой необходимости, одежды, продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах, а также приобретать в торговой сети".
Например, прописку в камере получат электронные устройства. В наш цифровой век тюрьма тоже не может оставаться на обочине прогресса. Кому будет вред, если подсудимый в ожидании допроса, скажем, поиграет в любимую электронную игру, хотя бы чтоб успокоиться? Или послушает любимую мелодию после напряженной встречи с адвокатом. Почему бы нет. Тем более что де юре сидельцы в СИЗО - не преступники, их участь как раз решается. Вполне возможно, что кого-то бросили туда напрасно и вскоре оправдают.
Как сказано в проекте поправок в правила внутреннего распорядка следственных изоляторов, арестантам разрешено брать в аренду электронные устройства "без возможности выхода в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", а также без съемных носителей информации и возможности фото-, видео- и аудиофиксации". При этом предполагается, что техника должна быть казенной, то есть стоящей на балансе следственного изолятора. Прежде чем дать арестанту, ее семь раз проверят. Поэтому свободно погулять по Интернету, погуглить Уголовный кодекс или завязать переписку в социальной сети со своей бандой не получится. Не смогут арестанты и обмениваться так называемыми малявами (письмами) на флэшках. На подобное тюремная техника запрограммирована не будет.
В принципе, под электронными устройствами не обязательно понимать компьютеры. Это могут быть электронные книги, какие-нибудь игровые приставки или цифровые плееры. И многое другое, не доводящее в тюрьме до греха. Скорее всего полный список разрешенных электронных устройств будет уточнен дополнительно.
Делать покупки или брать что-то в аренду в следственных изоляторах разрешат через специальные платежные терминалы. Наличных арестантам не положено. Но деньги могут зачисляться на счет арестанта, а потом сиделец уже будет входить в свой личный кабинет и заниматься тюремным шопингом. Помимо прочего, подозреваемым и обвиняемым разрешат иметь при себе гели для бритья и дезодоранты, за исключением аэрозольных баллонов, гели для душа, гигиенические ватные палочки. Только покупать все это придется в ларьке следственного изолятора.
Но гораздо больше перемен планируется в распорядке колоний. Здесь не просто вносятся поправки, а принимаются целиком новые правила.
"Проект разработан в соответствии с требованиями международных стандартов в рамках реализации концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года и направлен на улучшение условий содержания осужденных в исправительных учреждениях, - рассказывают в минюсте. - Согласно проекту для получения юридической помощи осужденным в исправительных учреждениях будут предоставляться свидания с адвокатами, нотариусами, представителями Европейского суда по правам человека или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа. Планируется разрешить адвокатам проносить и использовать при свиданиях с осужденными средства связи, фотоаппараты, видео- и аудиотехнику. Кроме того, предусматривается возможность ведения осужденными телефонных разговоров, в том числе с использованием систем видеосвязи".
Созвониться с родными осужденные могут в нерабочее время на специальных переговорных пунктах в колонии. Продолжительность разговора не должна превышать 15 минут, ведь в очереди стоит еще масса желающих. И связь при этом платная. Однако проект оговаривает, что осужденный может попросить телефон у гражданина начальника по прибытии в колонию, а также при исключительных личных обстоятельствах: смерти или тяжелой болезни близкого родственника, стихийном бедствии, причинившем значительный материальный ущерб осужденному или его семье. Тогда администрация должна просто предоставить осужденному возможность телефонного разговора. Интересно, что в исключительных обстоятельствах официально позвонить домой сможет даже арестант из штрафного изолятора.
Еще планируется разрешить осужденным совершение религиозных обрядов, использование предметов культа и религиозной литературы.