В рамках международной программы "Открытое небо", участниками которой являются Россия и Дания, представители минобороны РФ с борта самолета Ан-30Б фотографируют и снимают на видео армейские и флотские объекты скандинавских партнеров. Какие именно "цели" уже оказались и еще попадут в объективы наблюдателей, в военных ведомствах стран предпочитают не распространяться.
- Мы заранее подали заявку, где указали предполагаемые места инспекции. Ее рассмотрели в Копенгагене, после чего дали согласие на контрольные вылеты. Чтобы экипаж "Антонова" не сбился с маршрута, в каждом полете наших инспекторов сопровождают датские специалисты, - рассказали корреспонденту "РГ" в министерстве обороны России. Возможности международных контролеров практически не ограничены. Они имеют право фиксировать передвижения войск и кораблей, а также снимать по маршруту полета любые объекты армейской и флотской инфраструктуры. Эта процедура универсальна, и ее уже многие годы придерживаются наши военные в ходе инспекций за рубежом. Однако их нынешняя командировка стоит особняком. Дело в том, что в Дании они впервые тестируют новую цифровую аппаратуру контроля. По словам руководителя национального Центра по уменьшению ядерной опасности Сергея Рыжкова, Россия стала первым государством-участником договора "Открытое небо", установившим на свои самолеты наблюдения современные оптико-электронные системы. В конце сентября они прошли международное освидетельствование у 58 экспертов из 22 государств-участников договора. Что за технологические новинки применены в этой аппаратуре военные, по понятным причинам, умалчивают. Однако известно - сделанные с ее помощью фото- и видеоматериалы отличаются высоким качеством изображения. Что целиком соответствует требованию договора: на снимках должны четко распознаваться основные виды военной техники и, к примеру, подъемный кран не должен смахивать на ракетную установку.
Надо сказать, что для такого рода инспекций в России сертифицированы два типа самолетов - Ан-30Б (полеты над европейскими странами) и Ту-214ОН (видеоконтроль в США и Канаде). "Туполев" специально сделан под программу "Открытое небо" и сейчас проходит опытную эксплуатацию. Для него создали уникальную электронную "начинку" и проинтегрировали в единый комплекс средства управления, получения и обработки информации, бортовую аппаратуру и ряд наземных комплексов. По словам генерального конструктора этой системы Владимира Вербы, теперь за один полет можно получить четыре вида информации - с цифровых аэрофотоаппаратов, инфракрасной и обычной видеокамер, а также с радиолокатора бокового обзора.
- На Аляске и Алеутских островах расположены военные объекты США. Небо над ними более 300 дней в году закрыто облаками, ограничивающими возможности космической разведки. Наша система наблюдения позволяет самолету пролететь под облаками и добыть информацию. Звездочек на погонах мы, конечно, не разглядим, но морской причал, ракетную шахту или радиолокатор увидим гарантированно, - обещает Верба.