Корпоративные облигации выпускаются эмитентом-концессионером с целью привлечения финансирования для реализации концессионного соглашения (строительства или реконструкции объектов инфраструктуры). Выплата процентного (купонного) дохода по инфраструктурным облигациям обеспечивается доходом эмитента-концессионера от эксплуатации инфраструктурного объекта, т. е. будущим денежным потоком, что позволяет рассматривать инфраструктурные облигации как разновидность секьюритизации. В финансовой практике также используется термин "проектные облигации". В этом случае для реализации проекта создается специальная компания, выпускающая облигации.
- Подобная неразбериха сложилась отчасти потому, что до сих пор только в одном подзаконном акте упомянут термин "облигации эмитента-концессионера", - отметила юрист адвокатского бюро "Линия права" Олеся Белоусова. - Ценные бумаги не выведены в отдельный вид, как, к примеру, активно используемые ипотечные облигации, по которым работает специальный ипотечный закон.
Для повышения ликвидности таких облигаций надо выделить их в отдельный вид, а также рассмотреть вопрос включения концессионных бумаг в ломбардный список Центрального банка, уверена эксперт. Конечно, подобный инструмент специфичен, так как он связан с концессионным проектом, который служит свидетельством надежности для облигаций. Структурирование ценных бумаг должно опираться на эту существенную особенность. Должна и далее усиливаться связь между концессионным проектом и владельцами бумаг, которые должны видеть, во что они инвестируют, куда направляются их средства, подчеркнула Белоусова.
Особенностью облигаций эмитента-концессионера является не только особый статус ценных бумаг, но и увеличение степени контроля над ГЧП-проектами. Понятно, что концессионеры не могут принимать решения за частного инвестора, но, тем не менее, они должны видеть, что происходит с вложенными средствами при помощи независимых экспертов.
Есть у облигаций и явные плюсы. Это хороший способ привлечения финансирования, условия которого концессионер способен определять самостоятельно. Для сравнения: банковское кредитование дорого, да и концессионер полностью зависит от воли банка.
Как отметили выступающие на форуме эксперты, участие концессионера в ГЧП-проекте должно отвечать определенным требованиям и ограничениям, которые должны быть установлены на нормативном уровне. Такие ограничения можно условно разделить на группы. Первая - контроль. Инвесторам, безусловно, интересна степень защиты их средств. Ее можно обеспечить путем ограничения правоспособности проектных компаний. То есть ограничить ее деятельность только теми видами, которые необходимы для реализации проекта. И денежные средства в этом случае размываться не будут. На ту же цель направлено ограничение на создание дочерних обществ, хозяйственных обществ и иных юридических лиц. Для сохранения целевого назначения привлекаемого капитала служат и ограничения, связанные с возможностью использования отдельного банковского счета именно для облигационного займа, привлечение финансирования для дальнейших расчетов с облигационерами. Вторым способом подтверждения надежности будущих выплат является внесение изменений в существующую очередность требований при банкротстве. Логично, если владельцам облигаций будут предоставлены льготы и их требования будут удовлетворяться в первую очередь.
Инфраструктурные облигации позволяют частному капиталу участвовать во взаимовыгодных проектах с государством, снижая бремя последнего по несению расходов, однако этот инструмент практически не востребован на российском рынке ценных бумаг ввиду недостатков отечественного правового регулирования, полагают некоторые эксперты. В то же время уже идут дискуссии о том, чтобы присвоить таким облигациям соответствующий кредитный рейтинг. Осталось только разработать специальную методику. Присвоение же рейтинга планируется рассматривать как основание для включения облигаций концессионеров в ломбардный список.
- Методика кредитного качества проектов - стандартная практика на международных рынках, которая помогает инвесторам всего мира принимать правильные решения, - заметил директор рейтингового агентства Standart&Poor s Борис Копейкин. - Эту методику можно применять и в России, она заточена под любую страну. Но важно различать понятия ГЧП и проектного финансирования. Последнее - способ изолировать риски, использовать такие механизмы, которые не позволят потратить деньги на что-нибудь еще. ГЧП - механизм разделения рисков между общественным и частным сектором. Причем не только финансовых, но, к примеру, и строительных.