Журналисты: Власти должны влиять на политику СМИ в освещении темы семьи

Три четверти опрошенных в рамках исследования "Семейные ценности в современном информационном пространстве" журналистов уверены, что государство в той или иной степени должно вмешиваться в редакционную политику СМИ.

При этом 60 процентов опрошенных высказались в пользу того, чтобы государство разработало четкие стандарты, обязательные для исполнения всеми журналистами. Еще 17 процентов сошлись на том, чтобы государство предложило СМИ рекомендации общего характера, а журналисты сами решали бы, стоит им прислушиваться к этим нормам или нет.

Лишь 18 процентов респондентов полагают, что государство не должно оказывать влияния на редакционную политику.

В то же время подавляющее большинство россиян (93 процента респондентов и 87 процентов журналистов) считают, что государству необходимо участвовать в нравственном просвещении и утверждении семейных ценностей.

Существует также потребность общества, чтобы различные институты влияли на то, чтобы в СМИ появлялись материалы, направленные на укрепление семейных ценностей. Профессиональные журналисты хотят видеть здесь общественные советы, известных и авторитетных представителей общественности, государственные органы, профсоюзные организации и даже церковь.

Был задан также вопрос о наличии в эфире и печати вредных, аморальных и опасных материалов и о том, что с ними нужно делать. Здесь мнения журналистов и обычных россиян опять сошлись. Подавляющее большинство респондентов уверены, что такой контент должен распространяться платно либо вообще быть запрещен волей государственных органов. (64 процента россиян и 66 процентов представителей СМИ). Такой результат, по мнению исследователей, говорит о том, что взрослые потребители информационного потока понимают, что имеют возможность выбора - смотреть или не смотреть подобные передачи, читать статьи, но задумываются о влиянии такого контента на детей.

Комментарий

Игорь Задорин, руководитель исследовательской группы "ЦИРКОН", руководитель социологического исследования "Семейные ценности в современном информационном пространстве":

- Надо сказать, что в последние годы был существенно сокращен поток негативной, аморальной, опасной (в понимании граждан) информации, транслируемой в СМИ. Также расширились возможности каждого выбирать контент под свои потребности. Острота проблемы "встречи с негативным" снизилась. На мой взгляд, сейчас установился некий баланс разной информации, поэтому упор сейчас нужно делать не на ограничительных мерах, а на качественном изменении контента. А дальнейший нажим может вызвать негативную реакцию. Сотрудничество государства и СМИ должно идти в конструктивном русле, стимулировать творческую активность журналистов.

Мы уже пятый год ведем мониторинг медиа-потребления. За это время доля респондентов, которые склонны к пассивному некритичному медиа-потреблению, увеличилась с 3 до 25 процентов. Это те люди, которые не будут перепроверять достоверность услышанного в СМИ, даже если считают, что им врут. Отсутствие самостоятельной активной позиции я не могу расценивать как положительную тенденцию. А потребность в усилении государственного регулирования - это еще и в некоторой степени уход людей от личной ответственности за содержание информационного потока, который выливается на них, их детей и близких. На мой взгляд, не стоит потакать таким настроениям.

Справка "РГ"

Доклад "Формирование семейно-ориентированной информационной политики в современной России: запрос, содержание методы" был представлен в ходе третьего форума Всероссийской программы "Святость материнства", открывшегося во вторник в Москве. Доклад принадлежит аналитической группе Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы и основывается на общероссийском социологическом опросе, специально проведенном группой "ЦИРКОН" в преддверии форума. В ходе исследования было опрошено 1600 взрослых респондентов из 33 субъектов РФ, представляющих все экономико-географические зоны страны.