Современное российское общество характеризуется разрывом между представлениями об идеальной семье и воплощением идеала в жизнь.
К такому выводу пришли авторы доклада "Формирование семейно-ориентированной информационной политики в современной России: запрос, содержание методы", представленного в ходе третьего форума всероссийской программы "Святость материнства", открывшегося сегодня в Москве.
Доклад принадлежит аналитической группе Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы и основывается на общероссийском социологическом опросе, специально проведенном группой "ЦИРКОН" в преддверии форума. В ходе исследования социологи попытались проанализировать семейные ценности в современном российском обществе. Было опрошено 1600 взрослых респондентов из 33 субъектов РФ, представляющих все экономико-географические зоны страны.
К качествам идеальной семьи большая часть опрошенных (43 процента) отнесли любовь и взаимопонимание, положительными характеристиками назвали полную семью, официальный брак - один на всю жизнь, почтение к старшим, наличие детей.
Однако исследователи отмечают большое расхождение между идеальным представлением о семье и реальным положением дел в жизни респондентов. Только 11 процентов российских граждан могут быть названы "условно счастливыми" - по тому принципу, что идеальное у них приближено к реальному. "Сегодняшнее российское общество, сохраняя ориентацию на консервативные семейные ценности, вместе с тем, не стремится целиком и полностью воплощать их в собственной жизни и вполне допускает такие явления, как разводы, повторный брак, гражданский брак и так далее", - говорится в выводах доклада.
Игорь Задорин, руководитель исследовательской группы "ЦИРКОН", руководитель социологического исследования "Семейные ценности в современном информационном пространстве":
- Первоначальной целью исследования не было изучение реального семейного статуса и образа идеальной семьи для большинства россиян. Предполагалось изучение лишь образа семьи, который транслируется СМИ. Но уже в начале работы мы поняли, что невозможно корректно интерпретировать восприятие транслируемого образа (то, что человек видит, слушает, читает в СМИ) без понимания того, что для респондента является важным, приемлемым, желательным, а что, напротив, нежелательным. В результате у нас появилось много интересного дополнительного материала. В том числе - расхождения между идеальным образом семьи и реальным положением дел в жизни респондентов. Большая доля участников опроса не обладают "идеальным" семейным статусом. И это нормально. Среди респондентов есть молодые люди, еще не успевшие обзавестись семьей. Есть и те, кто уже потеряли супруга или супругу. У них в силу объективных причин нет того семейного статуса, который они считают идеальным. Но есть и такие респонденты, которые мыслят "рационально" - многодетная семья это хорошо, но это идеал, который лично я не потяну.
У многих есть "идеальное для себя" и "идеальное для общества в целом". То есть респонденты знают, как должно быть, но считают, что для них лично это вряд ли возможно.