На "Болдинской осени" обсудили пути развития современного театра

Сегодня в Нижегородском театре опера и балета в рамках фестиваля "Болдинская осень" состоялась научно-практическая конференция "Инновации и традиции в современном культурном пространстве".

- Театр - это не что-то застывшее и неизменное, театр живет вместе с обществом, развивается, может в чем-то изменить общество, - сказала директор нижегородского театра оперы и балета Анна Ермакова на открытии конференции. - Перед руководителем театра, перед художественными руководителями, перед актерами стоит вопрос: каким должен быть современный театр? Это актуальный вопрос и ответ на него неоднозначен. Следующий 2014 год объявлен Годом культуры, это в какой-то степени делает поставленный вопрос более обсуждаемым. Мне как руководителю театра важно знать, отвечаем ли мы чаяниям нашего зрителя или, может быть, ведем зрителя за собой. Есть простая истина: нельзя насильно заставить любить высокое искусство. Да, заставить нельзя, но привить любовь можно. Этот путь, несомненно, сложнее.

Известный московский музыковед Елизавета Дюкина уверена, что сохранение классического направления в театре, это залог сохранения культуры в целом.

- Сейчас в угоду неразвитому вкусу части зрителей идет вульгарное "осовременивание" оперных шедевров, - пояснила Елизавета Дюкина. - Время режиссеров, которые не умеют читать партитур и не стремящихся этому научиться. Вот несколько таких творений: "Мариинка" представила "Мертвые души" Родиона Щедрина, в этом спектакле трудно расслышать музыку Щедрина, уловить сюжет Гоголя, там даже Чичиков стал настолько невзрачен и незаметен, что зрителю стоит трудов угадать, где же он на сцене. Зато у Манилова и Коробочки в стиле авангардного театра появились интересные занятия, у первого - пчеловодство, у второй - швейная мастерская. Другой спектакль - "Сказки Гофмана" Оффенбаха. Музыки Оффенбаха практически не слышно, на сцене комнатка, заставленная ящиками с водкой, все невнятно и главное очень далеко от первоисточника.

Елизавета Дюкина считает, что театру необходимы новации, что, разумеется, время вносит свои коррективы, но при этом остаются основы культуры, разрушив которые, можно уничтожить и саму культуру в целом.

- Здесь в Нижнем Новгороде мне сказали, что "наш оперный - хороший театр, но вот такого чего-то "жаренного" у нас нет", а я ответила, что и слава Богу, что ваш театр сохраняет классику, - заявила Дюкина. - Сейчас многие задаются вопросом - как подготовить зрителя к восприятию прекрасного? Ответ прост - показывать хорошие классические спектакли. У нижегородского зрителя такая возможность, к счастью, есть.

Кандидат исторических наук, доцент Нижегородского филиала Университета Российской академии образования Тамара Белоусова в свою очередь поделилась с участниками конференции опытом взаимодействия между театром и вузом.

- Наш вуз более 10 лет сотрудничает с Нижегородским театром оперы и балеты, - сказала Тамара Белоусова. - С первого курса начинается приобщение к театру, воспитание вкуса. Наши студенты с факультета культурологии проходят здесь практику. Настоящее прекрасное помогает раскрыть человека с лучшей стороны. Между вузом и театром сложились партнерские отношения: сейчас во многих театрах города работают наши выпускники. Уверена, что это важно для обеих сторон. Другое дело, как защитить юного, зачастую неподготовленного зрителя от таких спектаклей, о которых говорила Елизавета Николаевна Дюкина. Наверное, здесь тоже требуются совместные усилия, и со стороны зрителей, и со стороны театров.

Художественный руководитель-директор Марийского Государственного театра оперы и балеты Константин Иванов выразил уверенность, что ход развития каждого театра во многом определяется его руководителем.

- Театр должен помочь зрителю отдохнуть душой, и при этом оставить некоторую озадаченность в хорошем смысле этого слова, то есть здесь в театре надо сеять в души зерна, которые помогут душе трудиться, - сказал Константин Иванов. - Я уверен, что зритель тоже может влиять на развитие театра, на развитие или, наоборот, деградацию культуры. Вот простой пример: идем на "Сон в летнюю ночь" в Большом театре. Спектакль изменен до неузнаваемости. Сбегаем после первого акта и стоим в очередь в гардероб! После первого акта очередь в гардероб - это разве не воздействие зрителя на театр? А вот наша задача, задача руководителей театров - сохранить и приумножить все лучшее, что есть в нашем российском театре, а хорошего, такого, чем по праву можно гордиться, у нас не мало.