Такие выводы содержатся в письме за подписью главы Минтруда РФ Максима Топилина, адресованном руководителю президентского Совета по правам человека Михаилу Федотову. Напомним, что комиссия СПЧ посещала ИК №14 в сентябре, во время объявленной Толоконниковой голодовки. По словам панк-активистки, поводом к ней послужили угрозы убийством со стороны администрации исправительного учреждения, а также многочисленные нарушения прав осужденных в колонии - в частности, 16-часовой рабочий день на швейном производстве и отсутствие выходных.
Однако, как показали итоги проверки, проведенной Дубравной прокуратурой и Госинспекцией труда РМ, оснований жаловаться на переработки у самой Толоконниковой не было.
"С ноября 2012-го по август 2013 года Толоконникова Н.А. была привлечена к труду в выходные и праздничные дни 17 раз. Осуществлялось это на основании ее личных заявлений и приказов начальника ИК - 14 УФСИН по РМ. При этом за 11 дней ей были предоставлены дни отдыха. Из платежно-расчетных документов следует, что заработная плата Толоконниковой начислялась в соответствии с отработанным временем и выполненным объемом работ. Также установлено, что за указанный период Толоконниковой не была отработана установленная норма времени, о чем она была уведомлена под роспись", - отмечается в документе, опубликованном на сайте СПЧ.
Что касается сведений об увечьях на швейном производстве колонии, то, согласно журналу учета травм, в 2012 - 2013 годах осужденные, в том числе Толоконникова, в медсанчасть в связи с получением производственных травм не обращались. По информации ведомства, контроль за организацией труда осужденных осуществляет инженер по технике безопасности, медосмотры проводятся в соответствии с графиком. Проведена и аттестации рабочих мест на производстве, однако, в нарушении статьи 212 ТК РФ, Толоконникова не была ознакомлена с результатом аттестации своего рабочего места под роспись. Еще одним выявленным нарушением трудового законодательства стала невыплата ежемесячных и квартальных премий осужденным за выполнение плана - хотя такие меры стимулирования предусмотрены действующим положением об оплате труда. По данным фактам руководству колонии Дубравной прокуратурой внесено представление.
Как уже сообщала "РГ", по итогам сентябрьской проверки, проведенной в ИК №14 рабочей группой СПЧ, был опубликован отчет, в котором руководству колонии, в частности, было рекомендовано заключить с осужденными трудовые договоры. В письме Минтруда разъясняется, что данная рекомендация не соответствует законодательству: трудовой договор между работодателем и наемным работником является добровольным соглашением, в то время как для осужденных труд - обязанность.
"В соответствии со статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденный обязан трудиться, а администрация, в свою очередь, обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест", - говорится в документе. При этом, согласно ст. 4 ТК РФ, работа, выполняемая вследствии вступившего в законную силу приговора, не включается в понятие принудительного труда. В связи с этим администрация колонии не обязана заключать трудовые договоры с осужденными.
Кроме того, Роструд дополнительно проведет проверку соблюдения трудового законодательства в отношении всех осужденных колонии №14. О ее результатах ведомство сообщит позднее.