Законопроект, вносящий поправки в закон, уже принят в первом чтении. Кроме того, предлагается расширить список компаний, в которых бухучет может вести директор, и включить в него некоммерческие организации. По мнению экспертов, законопроект легализует сложившуюся практику и позволяет снизить административную нагрузку на НКО.
"Закон следует за жизнью. Большинство мелких предпринимателей именно так уже давно и работают, когда бухгалтерию ведет аутсорсер. Но главного бухгалтера, пусть и номинально (с оплатой минимальных денег), все-таки держать были обязаны. Таков закон сейчас. Теперь такая необходимость отпадет. Улучшит ли это положение мелких предпринимателей? Конечно. Пусть и незначительно. Но на различные формальности денег и времени придется тратить меньше. А больше - на сам бизнес. Плохих сторон у законопроекта не вижу", - говорит директор московского офиса Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк.
Часть 3 статьи 7 закона N 402-ФЗ будет изложена в следующей редакции: "Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства и некоммерческой организации может принять ведение бухгалтерского учета на себя".
Согласно пояснительной записке к законопроекту, законопроект направлен на упрощение ведения НКО бухгалтерского учета. Сегодня руководители более 3000 НКО ведут бухучет лично в связи с отсутствием возможности привлекать на платной основе бухгалтеров и специализированные организации. Многие некоммерческие организации не ведут финансово-хозяйственную деятельность. В этой связи законопроектом разрешается вести бухучет непосредственно руководителю НКО, объясняют разработчики поправок.
"Внесение изменения, по сути, легализует сложившуюся практику ведения бухучета в ряде некоммерческих структур. В настоящее время возложить ведение бухгалтерского учета на себя могут только руководители малых и средних предприятий. Исключений для некоммерческих предприятий действующая редакция "Закона о бухучете" не предусматривает. Не секрет, что для большинства из них официально держать в штате квалифицированного бухгалтера или иметь договор с аутсорсинговой компанией - просто невыполнимое условие в силу отсутствия возможности оплачивать их услуги. Поэтому руководитель такой компании вынужден вести бухучет лично или негласно привлекать с этой целью специалистов. Соответственно, поправка поможет устранить формальное нарушение бухгалтерского законодательства в большинстве некоммерческих организаций", - пояснила директор департамента абонентского обслуживания компании МКПЦН Татьяна Винокурова.
Однако новации не коснутся НКО, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, адвокатских и нотариальных палат, жилищных и кредитных потребительских кооперативов.