Об этом беседуем с Еленой Дементьевой, прославленной нашей олимпийской чемпионкой, двукратной финалисткой турниров "Большого шлема", героиней Fed Cup-2005 в Париже, ныне телекомментатором.
Лена, не обойти вниманием пресловутую "эпидемию отказов", как окрестили в зарубежной прессе ситуацию с отсутствием на финале наших ведущих игроков. Ведь на Сардинию не полетел никто - ни Кириленко, ни Павлюченкова, ни Веснина, ни Макарова, ни Кузнецова. Что это - плохой календарь, травмы, личные планы, отсутствие финансовой заинтересованности?
Елена Дементьева: Вы абсолютно правильно назвали ряд причин. Правда, у каждой из теннисисток они разные. Но, думаю, основная - то, что поставили на одну неделю финал, к которому весь год стремилась команда, и индивидуальное соревнование - имеется в виду "Турнир чемпионок" в Софии. И то и другое состязание - значимое. Вот итальянка Роберта Винчи приняла решение играть за страну - честь и хвала итальянской сборной. Италия может гордиться своими игроками, их патриотичностью. Я не хочу обвинять наших девушек в отсутствии патриотизма - они все выступали и выступают за нашу страну. Они добились того, чтобы Россия играла в финале Кубка Федерации. Решение тех, кто вместо Кальяри поехал в Софию, было сложным.
Финансовая подоплека?
Елена Дементьева: Я некомпетентна в этом вопросе. Может, вы в курсе?
Знаю, что Шамиль Тарпищев предлагал нашим сильнейшим девочкам забрать себе призовой фонд, полагающийся стране-победительнице - это 400 тысяч долларов.
Елена Дементьева: А я могу сказать лишь следующее. Я не понимаю, как можно финансово заинтересовать в том, чтобы представлять свою собственную страну?!
У вас такое было?
Елена Дементьева: В моей практике ничего подобного не было. Для меня это нонсенс. Это ведь честь - представлять свою страну! Тебя приглашают, если ты входишь в "пятерку", "десятку" рейтинга. А какие теперь у кого приоритеты, это уже вопрос к нынешним игрокам. Я читала высказывания Анастасии Павлюченковой, если ее слова правильно цитируются. Два года назад Настя приняла решение в пользу команды, выступив в Кубке Федерации вместо поездки на один из итоговых турниров. И что? Она, говорит, не почувствовала, что это оценили. А разве нужно ждать оценки?! Я не ждала. Когда я соглашалась играть за страну, я не рассчитывала на какую-то благодарность за то, что я делаю. Я просто делала так, потому что не хотела поступать по-другому. Ну, заплатите больше! Но если человек изначально не хотел играть, то разве он будет играть?
Об Александре Пановой, которая в первом матче сражалась против итальянки Винчи, так не скажешь.
Елена Дементьева: Как же отчаянно билась Саша! Она просто умирала на корте. Проиграв семь геймов подряд, нашла в себе силы повести в третьем сете. Итальянки не ожидали, что Панова продемонстрирует такой теннис, что будет близка к победе. Эх, что говорить... Буквально одного мяча не хватило! Если бы в первом матче все сложилось в нашу пользу, то Роберта Винчи не смогла бы во второй день повторить свой подвиг. Очень обидно проиграть досрочно - 0:3. Мы от молодого состава ожидали большего. Но девочки - кроме Пановой, это Алиса Клейбанова, Ирина Хромачева и Маргарита Гаспарян, собранные в последний момент, поменявшие личные планы, выкладывались в финальном матче на все сто. Они сразу, между прочим, откликнулись, их не в чем упрекнуть. Кто видел финал, тот поймет: они поддержали сборную в такой сложный момент и выступили достойно. Мы должны их поблагодарить.
Теперь Международная федерация тенниса развела по разным неделям командный женский финал и турнир в Софии. Так что в заключительном кубковом матче должны участвовать сильнейшие россиянки, если, конечно, они доберутся до финала. Хорошей лакмусовой бумажкой будет уже встреча первого круга в следующем году, когда мы играем на выезде с Австралией. А, кстати, вы всерьез думаете, что наш быстро сколоченный "итальянский состав" мог добиться лучшего результата?
Елена Дементьева: Безусловно. Хотя мы изначально понимали, что играем практически дебютным составом. За исключением Алисы Клейбановой, все - новички. А итальянки - своим лучшим составом. Но шансы всегда есть, когда борешься.
Как вам вообще финал и город Кальяри? Спрашиваю, потому что многие считали, что юбилейный, 50-й финал нужно было проводить в более значимом месте - например, в Риме или Милане.
Елена Дементьева: Видно было, что город ждал этого события. Зрители собирались за полтора часа до начала, трибуны были полны.
Лена, вы ведь впервые комментировали, так сказать, на выезде?
Елена Дементьева: Нет, во второй раз - до этого был Уимблдон.
Но там вы работали, как я понимаю, под руководством Анны Владимировны Дмитриевой, а в Кальяри - полноценно и самостоятельно. Какие ощущения? Хотелось выйти на корт помочь девочкам?
Елена Дементьева: Не буду скрывать - хотелось. Что касается моих ощущений, то, знаете, эмоционально очень тяжело. Наблюдать со стороны - это совсем другое дело. Еще раз скажу: не могу забыть матч с участием Саши Пановой. Казалось бы, сколько я сама проводила такие же поединки, но все равно переживаешь по-новому.