В "резиновых" квартирах регистрируются сотни тысяч граждан без намерения вселения, напомнил Константин Ромодановский. И если в 2011 году таким образом было оформлено 300 тысяч граждан, то сегодня уже более полумиллиона.
Правозащитников, конечно, интересовала эффективность борьбы госорганов с этой проблемой. В частности, член СПЧ Александр Верховский недоумевал, на каком основании управляющие компании смогут проводить проверки граждан, проживающих без регистрации. Ведь именно они, по задумке Федеральной миграционной службы, должны информировать правоохранительные органы.
Константин Ромодановский пока не смог прояснить ситуацию и взял тайм-аут: "Тема непростая. Не скажу, что вы загнали меня в тупик, но это вопрос, над которым мы работаем". Хоть механизмы проверок "резиновых" квартир пока не продуманы, но одно в ФМС знают точно: без "внезапного вторжения сотрудников полиции" следует обойтись. Ведь цель - не "закошмарить" добропорядочных граждан, перестаравшись в борьбе с незаконной регистрацией, раскрыл суть подхода ФМС Ромодановский. Он обещал СПЧ, что тотальной проверки жилищного фонда в России не будет.
Вице-мэр столицы Леонид Печатников прибавил, что в Москве наибольшую нагрузку в плане притока приезжих испытывает центр города, хотя больше на слуху проблемы окраин (вспомнить хотя бы "народный сход" в Западном Бирюлево). Миграция, по словам чиновника, стала настолько острой социальной проблемой, что необходимы меры "если не карательного характера, то жесткого администрирования и контроля за людьми, которые прибывают сюда нелегально".
Члены СПЧ, впрочем, попытались предостеречь органы власти от однобокого подхода к этой проблеме. Речь здесь о дискриминации внутренних мигрантов (то есть россиян) по сравнению с иностранцами.
Правозащитники выразили удивление в связи с тем, что гости из зарубежья имеют право встать на учет в том числе и по месту работы (месту пребывания), в то время как граждане России этого сделать не могут и обязаны регистрироваться в жилых помещениях. Таким образом, жизнь "своим" надо упростить, то есть разрешить миграционный учет в уведомительном порядке, заявил глава профильной комиссии СПЧ Евгений Бобров.
Одновременно с этой либерализацией СПЧ рекомендует, напротив, ужесточить уголовную ответственность за подделку миграционных документов, а также пресечь рекламу незаконной помощи в регистрации. Последняя распространилась повсеместно, обратил внимание собеседников глава СПЧ Михаил Федотов.
Однако в прокуратуре Москвы отказались против предложенной либерализации миграционного законодательства. "Эти люди - где они находятся ночью? Разбои, грабежи, убийства. А вы говорите: упростить, - не согласился с правозащитниками зампрокурора столицы Юрий Катасонов. - Как мы их искать потом будем?"
Между тем преступность, как следует из данных Управления ФМС по Москве, растет как раз за счет приезжих иностранцев, а не мигрантов-россиян. В частности, жители ближнего зарубежья, по последним озвученным данным, совершили за первые семь месяцев этого года на 45,9% преступлений больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Константин Ромодановский же не стал обещать облегчения режима для внутренних мигрантов - впрочем, и об ужесточении, по его словам, речь не идет. "С отменой института прописки в том виде, в котором он существовал во времена СССР, граждане страны получили возможность пользоваться правом на свободу передвижения. И мы не собираемся их ограничивать", - уверил глава ФМС.
Каждый год в стране регистрируются и снимаются с учета по месту жительства и пребывания более 25 млн российских граждан, сообщил Константин Ромодановский, но делают это "неорганизованно". Чтобы решить эту проблему без возвращения института прописки, ФМС собирается сделать упор на высокие технологии. Речь об автоматизации учета по западному образцу, пояснил глава службы.