Медианасилие - это вторжение в сферу человеческого развития, влекущее за собой большие негативные последствия. Такое заключение сделал заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии МГУ Борис Братусь.
В рамках круглого стола на третьем форуме Всероссийской программы "Святость материнства", посвященного механизмам саморегулирования медийного пространства, эксперт оценил телевидение с точки зрения клинического психолога. Ученый уверен, что это не просто общественно-политическое явление, а серьезный инструмент по формированию личности.
Он привел данные социологического исследования, проводившегося в США. Если в 1957 году 97 процентов респондентов отвечая на вопрос "Кого вы слушаете?" уверенно отвечали "супруга", то спустя 30 лет уже 85 процентов опрошенных называли телевизор.
- Он стал членом семьи. С ним разговаривают, на него сердятся, иногда даже бьют. Посмотрите на детские рисунки семьи: они в большинстве случаев включают в себя телевизор, причем крупных размеров. Это свидетельствует о том, какое место он занимает в сознании рисующего, - пояснил Борис Братусь.
В своем выступлении он проанализировал последствия медианасилия. В Германии в 2005 году было зафиксировано 25 тысяч убийств на экранах телевизоров. Аналогичное недавнее исследование российских телеэкранов показало, что только в день с семи основных отечественных телеканалов транслируется порядка 400 убийств.
- Говорят, что это сброс агрессии. Но это не так. Все привыкают смотреть на насилие, сживаются с ним. Оно становится не условной, а внутренней реальностью, психологической установкой. Агрессия воспринимается как норма и даже ценность в отношениях. Особенно опасна эта установка для детей. Медианасилие делает их нечувствительными к реальному насилию. Телевидение - это интервенция в сферу человеческого развития, - заключил психолог.
Справка "РГ"
В рамках круглого стола "Регулирование и саморегулирование в современном информационном пространстве" третьего Всероссийского форума "Святость материнства" участники обсудили ряд важных вопросов. Это формирование механизмов саморегулирования, перспективы законотворческой деятельности, опыт региональных экспертных общественных советов, ответственность журналистов за психологическое состояние общества.