19.11.2013 23:00
    Поделиться

    Федеральное дорожное агентство берет под контроль гигантский проект

    Что бы ни говорили о российских дорогах, но их становится больше, и они, пусть не так быстро, как нам хочется, становятся лучше. Как ни парадоксально, но и в связи с этим возникают проблемы. Дело в том, что в стране постоянно растет парк грузовых машин, а значит, и увеличивается нагрузка на дороги. По данным экспертов, ущерб, который наносит дорожному полотну один грузовой автомобиль массой свыше 12 тонн, равен ущербу от проезда по дороге 20 тысяч легковушек.

    Понятно, что тот, кто ездит, и должен платить. При этом не должен быть нарушен принцип социальной справедливости. Увеличение транспортного налога, при котором отсутствует дифференцированный подход к пользователям трассы, естественно, выходом из ситуации не является.

    Поэтому в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодоре) решили присмотреться к зарубежному опыту. А поучиться, надо заметить, есть чему. Во многих развитых странах давно уже перешли к системе взимания платы (СВП) в счет возмещения вреда автомобильным дорогам федерального значения при проезде большегрузных машин. Еще два года назад минтранс приступил к изучению опыта западных стран в этом вопросе, после чего были предложены наиболее оптимальные способы сбора платы на основе спутниковых навигационных систем и методы контроля с применением современных технологий. В результате в сентябре Росавтодор объявил о проведении соответствующего конкурса. При этом, как заметил начальник федерального казенного учреждения "Дороги России" Иван Григорович, на сегодняшний день в стране нет компаний, удовлетворяющих условиям конкурса, поэтому необходима другая схема: российская компания должна привлекать иностранного партнера, который имеет опыт создания подобных систем сбора платы. А так как таких компаний не так уж и много, здесь главное - не промахнуться. Особенно с учетом того, что на кону очень крупные ставки: как сообщали СМИ, Росавтодор оценивает вознаграждение оператору СВП на уровне 124,7 млрд рублей в ценах 2012 года за 13 лет эксплуатации.

    Поэтому условия конкурса были максимально жесткими. К примеру, были допущены только компании, имеющие опыт в создании и эксплуатации систем взимания платы с автотранспорта. Более того, стоимость, по крайней мере одного такого проекта, должна была быть не менее 5 млрд руб., при этом как минимум четверть подобного проекта должна была быть профинансирована частным капиталом. Кроме того, участник тендера должен был обладать опытом непрерывной эксплуатации СВП сроком от года на трассе протяженностью не менее тысячи километров. Заметим, кстати, что в России более 50 тысяч километров федеральных дорог. То есть такой проект является, похоже, самым масштабным и оперативным в мире в этой сфере. Как по объемам - около двух млн машин грузоподъемностью свыше 12 тонн, так и по срокам создания - менее года. Надо учесть, что проект будет реализован с использованием передовой технологии спутниковой навигации ГЛОНАСС, то есть по технологии, которую уже используют в Германии, Словакии, Франции.

    Но каждый год задержки - потеря бюджетом как минимум 50 млрд рублей. Неудивительно: об участии в конкурсе заявили всего четыре компании.

    Но и тут Росавтодору пришлось, как говорится, проявить особую бдительность. В итоге один из четырех претендентов первоначальный фильтр не прошел. Несмотря на максимальное желание победить в конкурсе у отфильтрованного не оказалось должного опыта для проведения столь сложной работы. Как выяснилось, фигурирующая в заявке фирма с опытом создания систем взимания платы много лет назад продана третьему лицу и не входит в структуру компании-претендента.

    В итоге в шорт-листе претендентов остались три компании: это ОАО "Навигационно-информационные системы", ООО "Оптима Плюс" и ООО "Инфраструктурные спутниковые системы".

    - Этот проект можно назвать уникальным, - рассказывает начальник ФКУ "Дороги России" Иван Григорович. - В тех проектах, которые реализуются в Европе, речь идет лишь о нескольких тысячах километров, в России же 50 тысяч километров федеральных дорог. При этом концессионеры должны подтвердить финансовую состоятельность (наличие годового оборота не менее 3 млрд руб. за последний отчетный финансовый год и чистых активов не менее 1 млрд руб.), а также иметь иностранного партнера, у которого есть опыт подобных работ. Все три консорциума, которые остались в шорт-листе, удовлетворяют этим требованиям.

    Заметим, что государство на этапе создания СВП никаких затрат не несет. "Ведь система взимания платы строится полностью за счет средств (своих или заемных) концессионера, - поясняет Иван Григорович. - Он возвращает инвестиции уже из платежей за эксплуатацию этой системы". Что касается решения об отказе от "рамочной системы" (когда маршрут грузовика фиксируется благодаря спецустройствам на трассах) в пользу спутникового контроля, то первый вариант с учетом протяженности российских дорог был бы слишком дорогим. К тому же, подчеркивает Григорович, "мы внесли, кроме всего прочего, в условия конкурса открытость этой системы и возможность интеграции для решения других государственных задач при использовании технологии ГЛОНАСС".

    Теперь участники конкурса смогут получить детальную информацию о проекте и предложить свои варианты решения поставленных задач. Вскрытие конвертов с конкурсными предложениями запланировано на 14 февраля 2014 года. Далее будут подведены итоги конкурса, и пройдет этап переговоров. 5 июня будущего года планируется подписать концессионное соглашение.

    Что касается платы с большегрузов, то взимать ее по закону начнут с 1 ноября 2014 года. За каждый километр пройденного пути с большегрузов будет взиматься плата в размере 3,5 руб. При этом тариф планируется ежегодно индексировать в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен.

    Поделиться