Виктор Майгуров: Все биатлонисты сборной здоровы и все в строю

Открывается новый биатлонный сезон.

При этом зимние виды спорта выходят, если так можно сказать, на финишную олимпийскую прямую. До Сочи остается всего шесть этапов Кубка мира. И первый из них стартует уже через пару дней, 24 ноября, в шведском Эстерсунде. За ним последует австрийский Хохфильцен, французский Аннси, два январских этапа в Германии и заключительный перед ОИ этап с 16 по 19 января в итальянском Антхольце. А дальше - момент истины. В какой форме подойдет наша сборная к олимпийскому февралю, что делали наши атлеты летом, сделаны ли выводы из неудач прошедшего сезона, и что болельщикам ожидать и на что рассчитывать? Обо всем этом корреспонденту "РГ" рассказал вице-президент Союза биатлонистов России Виктор Майгуров.

Как спортсмены провели лето? Были ли они предоставлены сами себе или за ними был определенный контроль? Никто не выбыл из-за травм?

Виктор Майгуров: Предсезонную подготовку провели продуктивно - вся работа в соответствии с организационно-методическим планом подготовки выполнена. Весной СБР с Минспорта приняли несколько ключевых решений, которые позволили нам провести эффективную подготовку и рассчитывать на объективные решения по сезону. Фактически мы имели 4 группы, в которых работали как спортсмены, находящиеся на централизованной подготовке, так и потенциальные кандидаты в сборную. Все понимают, какой ответственный сезон впереди, так что все пахали на совесть.

Немного не повезло двум нашим девушкам - Катя Юрьева и Ирина Старых летом получили небольшие травмы, но уже справились с последствиями. Так что на сегодняшний день констатируем, что все здоровы и в строю.

Изменилось ли что-то в подготовке наших биатлонных команд в этом сезоне? Ведь если за мужскую сборную болельщики переживали меньше, то по поводу наших девушек сердце замирало часто. Большая доля критики досталась Вольфгангу Пихлеру, но он остался и продолжает готовить женскую сборную, хотя ставки очень высоки.

Виктор Майгуров: Изменения действительно есть - в этом сезоне СБР и Минспорта приняли нестандартную организационную стратегию. По сути, у нас и у мужчин, и у женщин было по два разных направления подготовки. Идея в том, что, используя разные тренерские методики, мы увеличиваем шансы получить результат.

От Вольфганга Пихлера ждали и ждут действительно многого. Хотя Пихлер, начиная работать с нашей женской сборной изначально говорил, что пришел на три года, и третий год станет решающим. Руководство СБР и Минспорта доверяет ему, специалисты признают Пихлера профессионалом высшей категории - его успехи с другими сборными говорят о его высочайшей квалификации. Но риск все равно существует и чтобы не рисковать всей командой, весной было принято решение внедрить в женской сборной два разных направления.

У каждой группы своя методика подготовки, и на старте подготовительного сезона девушки cо своими личными тренерами принимали решение, с кем провести подготовку к олимпийскому сезону.

Кто стал вторым тренером и кто из наших девушек к нему перешел от Пихлера?

Виктор Майгуров: Владимир Королькевич. Он раньше работал со сборной Словении по лыжам и биатлону, а в прошлом году достиг впечатляющих результатов с женской сборной Украины. Под его руководством работают Вилухина, Юрьева, Старых, Загоруйко, Подчуфарова, Назарова и Коровина. Зайцева, Глазырина, Слепцова, Романова и Шумилова остались у Пихлера. Контролирует и при необходимости корректирует оба направления Александр Александрович Селифонов. Он вел женскую команду на Олимпиаду в Ванкувере - специалист с огромным опытом и авторитетом.

В мужской сборной какие изменения?

Виктор Майгуров: Старшим тренером мужской команды остался Николай Лопухов. И здесь стратегия другая - в поле зрения тренеров мужской команды остались несколько спортсменов, не попавших на централизованную подготовку. Это опытнейшие биатлонисты, призеры Олимпийских игр и чемпионатов мира Иван Черезов, Максим Чудов, Максим Максимов. Из-за травм они выбыли из строя и не прошли в состав команды на эту подготовку. Но нельзя было сбрасывать со счетов таких опытных спортсменов. СБР совместно с Минспорта приняли решение, что эти ребята могут готовиться отдельной группой, в которой также есть массажист, биохимик и все необходимое для тренировочного процесса. Их подготовка частично финансируется из региональных бюджетов. Все ребята думающие, их тренировали по индивидуальным планам. Им помогал тренер из Тюмени Андрей Волков, а курировал группу Валерий Польховский, который ныне работает советником президента СБР. Так что у нас в этом году вместо двух команд, можно сказать, образовались четыре. Из них накануне формировалась команда, которая будет выступать на этапах Кубка мира.

В какой форме сейчас находятся Черезов и Чудов? Последствия их травм больше не тревожат?

Виктор Майгуров: Те травмы, которые ребята перенесли, не могут не оставить последствий. И в этом смысле Иван Черезов совершил практически невозможное - после серьезнейшего перелома ноги он сумел не только вернуться в спорт, но и выдержать конкуренцию с молодыми спортсменами. А конкуренция у нас в мужской команде, поверьте, запредельно высокая.

То есть, можно сказать все силы брошены для того, чтобы были результаты, чтобы на Олимпиаду поехали действительно самые лучшие? Все для фронта, все для победы?

Виктор Майгуров: Примерно так. Мобилизовали все силы. Максимум из того, что есть лучшего в российском биатлоне, задействовано сегодня в интересах сборной. Это касается и человеческого ресурса, и медицины, и науки, а также спортивной психологии, доступных российских технологий - закрыты даже такие узкие направления, как психолог или остеопат.

Не многовато ли специалистов на два десятка спортсменов?

Виктор Майгуров: В этом году нет понятия много или мало. Есть задачи, мы их решаем. Для принятия ключевых решений создан специальный олимпийский штаб. Восемь специалистов из числа тренеров и функционеров будут формировать важнейшие решения - кто входит в состав, кого ставим на эстафету и так далее. Все это сделано для того, чтобы снизить риск ошибки одного человека. Например, старшего тренера, который раньше единолично определял составы.

То есть, этот штаб должен исключить возможность таких вещей, как региональный протекционизм в проталкивании "своих" спортсменов или личную тренерскую симпатию к какому-то отдельному спортсмену? Я правильно понял?

Виктор Майгуров: Да, болельщики и журналисты любят обсуждать эту тему. Теперь не будет поводов - олимпийский штаб, который состоит из восьми специалистов, коллективно принимает решение, минимизируя риск ошибки.

Какие-то изменения коснулись оружия? Не секрет, что раньше случались осечки у спортсменов. Никто из них в этом сезоне не сменил немецкие винтовки на отечественные?

Виктор Майгуров: Никаких революций не произошло - выбор оружия всегда остается за спортсменом. И не все из наших стреляют из винтовок иностранного образца. Из ижевских стволов стреляют, например, Вилухина, Глазырина, Романова, Гараничев. Есть, кстати, и немецкие спортсмены, которые стреляют из ижевских винтовок. Но детальная работа с оружием проведена - в этом году особенно тщательно проводились отстрелы винтовок спортсменов сборной. Бывает, что одна партия патронов подходит к одному стволу, а к другому нет. Для того, чтобы выбрать нужную партию патронов к каждой винтовке, проводится отстрел оружия. В этом году тренеры по стрельбе выезжали в Германию и много времени уделили отстрелу.

Опробовали ли наши биатлонисты олимпийскую сочинскую трассу? Там уже есть снег? Если да, то какие отзывы?

Виктор Майгуров: Снега там пока нет, но по олимпийской трассе наши биатлонисты уже бегали летом на роллерах. В сентябре именно в Сочи проводили чемпионат России.

Трасса сложная, но не только из-за того, что там специфическая высота в 1400-1480 метров. Несмотря на то, что самые проблемные участки скорректировали, она остается очень непростой для прохождения. Спортсмены называют ее "рабочей", в смысле, что на ней пахать надо каждый метр. "Отсидеться", передохнуть на спуске или на ровном участке там не получается.

Кому из наших сочинская трасса больше понравилась?

Виктор Майгуров: Нет смысла рассуждать кому она понравилась, а кому нет. Считается, что она больше подходит для легких, сухих по телосложению спортсменов. Но опять же об этом можно говорить с определенной долей условности. Главное не как готова трасса, а как готовы спортсмены.

Мы провели в Сочи полноценный сбор в сентябре, проанализировали состояние спортсменов, скорость и качество адаптации к этой высоте, тренеры сделали для себя важные выводы - верим, что все это поможет нам показать максимальный результат на домашней Олимпиаде и порадовать наших болельщиков.

Кстати

Олимпийский штаб СБР утвердил составы национальных команд на первые этапы Кубка мира и Кубка IBU.

Мужская сборная

Состав на первый этап Кубка мира: Евгений Устюгов, Дмитрий Малышко, Антон Шипулин, Евгений Гараничев, Александр Логинов, Иван Черезов, Алексей Волков, Максим Цветков.

Состав на первый этап Кубка IBU: Алексей Слепов, Сергей Клячин, Тимофей Лапшин, Александр Печенкин, Андрей Маковеев, Максим Чудов, Максим Максимов.

Женская сборная

Состав на первый этап Кубка мира: Ольга Зайцева, Екатерина Глазырина, Екатерина Шумилова, Ирина Старых, Екатерина Юрлова, Екатерина Юрьева, Яна Романова, Ольга Вилухина.

Состав на первый этап Кубка IBU: Светлана Слепцова, Валентина Назарова, Анастасия Загоруйко, Марина Коровина, Ольга Подчуфарова, Ольга Вилухина.