Начался весь этот французско-русский фестивальный сюжет в 1995-м. Нет, он тогда не женился на русской актрисе, которая "завербовала" бы его в стан поклонников русского психологического театра, - это была совсем не семейная история, довольно типичная в случаях зарубежных международных культурных проектов с русской направленностью, - женщина здесь ни при чем.
Дело было в Каире. В 1995 году Ришар Мартен был там членом жюри фестиваля экспериментальных театров. Где (вот география судьбы) и увидел спектакль "Месяц в деревне" Театра на Покровке в постановке Сергея Арцибашева. И тургеневские характеры на раскаленной каирской почве в исполнении русских актеров настолько его восхитили, что Ришар Мартен во что бы то ни стало решил показать этот спектакль в Марселе. И уже в феврале 1996 года организовал у себя первый фестиваль русского театра. Представив московский Театр на Покровке во всей его красе: первопроходцами стали Гоголь, Чехов и Тургенев, - о том "Ревизоре", "Женитьбе", "Трех сестрах" и "Месяце в деревне" в Марселе до сих пор вспоминают с придыханием.
В следующем сезоне на гастроли в Марсель пожаловали московский Малый театр и Казанский драмтеатр имени Качалова. Третий русский фестиваль посвящался Михаилу Булгакову - Театр Турски и Театр на Покровке показали совместную постановку "Кабала святош", в которой каждый из артистов играл на своем родном языке; в добавление к оригинальной премьере казанцы привезли спектакль "Роковые яйца", а московский ТЮЗ - "Собачье сердце". Четвертый фестиваль был посвящен 200-летию со дня рождения Пушкина. И в программе значились "Пиковая дама", "Русалка", "Каменный гость", "Золотой петушок", "Сказка о попе и работнике его Балде", - спектакли театров из Казани, Орла, Новосибирска и Москвы. И так далее по годам и многим российским городам - с программным размахом, академическим подходом и неискоренимым желанием приобщить к культуре, которую любишь, всех, кого знаешь.
19-й Фестиваль российского театра и кино в Театре Турски в Марселе приурочен к Санкт-Петербургским театральным сезонам, которые проходят при поддержке правительства Санкт-Петербурга и мэрии Марселя. Четыре питерских театра привозят в Турски свои постановки: БДТ им. Товстоногова, "Мастерская" Григория Козлова, "Приют Комедианта" и "Русская антреприза" имени Андрея Миронова.
Петербургскую кинопрограмму в Марселе в этом году представил Госфильмофонд России. Приглашая на фильмы из собрания Госфильмофонда, действие которых происходит в Санкт-Петербурге, генеральный директор Госфильмофонда России Николай Бородачев приветствовал гостей Театра Турски: "Посмотрев картины, в которых запечатлен один из великих городов мира - Санкт-Петербург, вы словно побываете в разных эпохах российской истории. Вы увидите Петербург Достоевского, среди героев которого мог впоследствии оказаться и такой персонаж, как Распутин. Вас не оставит равнодушными героическое сопротивление нашего народа в дни фашистской блокады Ленинграда - именно эта 900-дневная эпопея прославлена в знаменитой симфонии Дмитрия Шостаковича. Постижение непростого петербургского характера продолжает фильм "Монолог", а мотивы русского писателя Гоголя, склонного к странному смешению печали и гротеска, неожиданно раскрываются в картине о постсоветских временах "Окно в Париж". На улицы сегодняшнего Санкт-Петербурга, вернувшего себе историческое имя, выходит нервная и подвижная кинокамера в фильме "Питер FM". Здесь властвует новое время, новые характеры, но неизменно прекрасен и все так же загадочен Петербург"...
P. S. Уже после демонстрации картин из программы "Госфильмофонда" - "Ленинградской симфонии" Захара Аграненко (1957), "Белых ночей" Ивана Пырьева (1959), "Монолога" Ильи Авербаха (1972), "Окна в Париж" Юрия Мамина (1993), "Питера FM" Оксаны Бычковой (2006) - стали ощутимы конкретные результаты и эффекты этой программы. Приглашение Николая Бородачева в один из красивейших городов мира было воспринято почти буквально: несколько коренных жителей Марселя попросились из Франции в Россию, в Санкт-Петербург, на постоянное место жительства. Заявки и предложения рассматриваются.