Денис Мацуев примет участие в юбилейном фестивале имени Соллертинского

Подготовка к юбилейному, 25-му Музыкальному фестивалю имени Ивана Соллертинского завершается в Витебске. По традиции он приурочен ко дню рождения одного из самых ярких представителей музыкальной культуры Беларуси и России.

О нем, его "славных годах познания в Витебске", а также о современной музыкальной жизни города обозреватель "СОЮЗа" беседует с Дмитрием Соллертинским - председателем Санкт-Петербургского общества Д. Шостаковича, и "по совместительству"- сыном легендарного ученого-музыковеда, публициста, филолога, театрального и музыкального критика, историка.

Дмитрий Иванович, судя по тому, что вы тоже стали "человеком музыки", двадцать лет возглавляли Большой зал Петербургской филармонии, были одним из инициаторов возрождения Русского музыкального общества, отец оказал на вас, как говорят в таких случаях, большое влияние. Но ведь когда Иван Иванович Соллертинский умер, вам было всего четыре года от роду...

Дмитрий Соллертинский: Отец умер в возрасте 41 года во время Великой Отечественной войны от болезни сердца. Рано, конечно, особенно по нынешним меркам. Но, как говорил мне потом легендарный Ираклий Андроников, который его очень любил и ценил, "жизнь Ивана Ивановича нельзя мерить обычными календарными годами, настолько интенсивно он жил". От отца у нас осталась большая библиотека. Книги чудом сохранились в блокадном Ленинграде, в нашей квартире на Крестовском острове. Книги и еще рояль, на котором играл, бывая у нас в 1930-е годы, Дмитрий Шостакович. Во время блокады инструмент окончательно потерял строй. Но стоит у нас до сих пор!..

Моим и брата музыкальным воспитанием мама не занималась, главной ее заботой после смерти мужа стало прокормить нас. Так что в музыкальной школе я не учился. Наверстывал пробелы в знаниях с помощью опять же папиной библиотеки. Мне, видимо, передалось что-то от отца на генетическом уровне. Как заметил по другому поводу, но явно и про меня, знаменитый дирижер Курт Зендерлинг, "Иван Иванович вырастил наше поколение, вложив нам в душу то, что надо".

Вы родились в Ленинграде. Ваш дед - в Рязани, откуда перебрался в Петербург, где служил товарищем министра юстиции Российской империи. Отец же появился на свет в провинциальном тогда Витебске. Как это случилось?

Дмитрий Соллертинский: Дед мой был командирован в Витебск на должность председателя окружного суда. Было ему к тому времени за сорок, но он оставался холостым. И вдруг - любовь. Стремительная, сильная, взаимная. Он женился. В сущности, на бесприданнице из мелкопоместных дворян Екатерине Бобашинской. В положенный срок в этом браке родился мой будущий отец. А потом деда перевели в Харьков, оттуда он вернулся в Петербург. Вновь в Витебск Иван Иванович приехал с матерью и братьями в 1918 году, здесь у них оставалась родня по линии Бобашинских. В Питере и в Москве были тогда разруха, страшный голод. А губернский Витебск разрушительные события гражданской войны чудесным образом миновали. И туда стремительно бросилась почти вся остававшаяся еще в революционной России интеллигенция. В том числе замечательный виолончелист и педагог Леопольд Ростропович (отец Мстислава), главный дирижер Мариинского театра Николай Малько. Были там в то время художники Марк Шагал и Казимир Малевич, известный литературовед Михаил Бахтин. В Витебске имелась еда - вот что всех манило! Но одной едой, даже самой вкусной, сыт не будешь. Не те люди. И они взялись за возрождение музыкальной жизни в городе. Создали народную консерваторию, заниматься в которой совершенно бесплатно мог любой желающий. Читали общедоступные лекции. Появился симфонический оркестр. Комиссаром по делам искусств был назначен, правда ненадолго, уроженец Витебска гениальный Шагал. Но лидером среди художников стал Казимир Малевич. Мой отец, таким образом, оказался в блестящей культурной среде. Позже это время (1918-1921 годы) назовут "Золотым веком Витебска".

Сейчас, в наши дни, можно, наверное, говорить о возрождении музыкальных традиций на витебщине? Зимой - фестиваль классической музыки, летом - популярный далеко за пределами Союзного государства "Славянский базар"...

Дмитрий Соллертинский: Уникальность двухнедельного фестиваля имени Соллертинского в том, на мой взгляд, что он родился не в начальственных кабинетах, а в умах и сердцах белорусских музыкантов. У нас нет даже оргкомитета. Есть группа людей, которая занимается фестивалем практически круглый год. Закрыв очередной фестиваль, сразу начинаем подготовку к новому, считая главной своей целью просветительство - то, чем занимался всю жизнь мой отец. Зал местной филармонии на фестивальных концертах всегда полон. Приходит много молодых родителей с детьми-школьниками. Что удивляет и очень радует приезжих артистов.

Артисты выступают на фестивале бесплатно или?..

Дмитрий Соллертинский: Я финансовой стороной дела не занимаюсь. Но точно знаю, что гонорары - не главное для участников. С большинством из них я хорошо знаком не один десяток лет. Знаю по опыту: чем выше мастерство музыканта, тем менее всего он думает о гонорарах.

Долго приходится уговаривать иную мировую знаменитость, чтобы приехала - выступила?

Дмитрий Соллертинский: Уговаривать никого не приходится. Главная сложность - найти паузу в жестком гастрольном графике. Скажем, Мстислав Ростропович хотел здесь сыграть. Одно имя Ивана Соллертинского, которого он знал, будучи мальчиком, с которым дружил его отец, было для него гарантией качества фестивальной программы. Приехать, увы, так и не получилось. Но он не забывал присылать трогательные приветственные письма на открытие фестиваля. Мы зачитывали их перед публикой.

Выступают в Витебске как инструментальные исполнители - пианисты, скрипачи, виолончелисты, так и вокалисты. Дважды бывали, например, солистка Мариинского театра Ольга Кондина и дирижер Максим Шостакович. По традиции в программе фестиваля всегда присутствует музыка Дмитрия Шостаковича. Есть надежда на участие композитора Родиона Щедрина. Осталось согласовать с ним "гастрольный график". Готов дать сольный концерт пианист Денис Мацуев. Я с ним уже говорил о фестивале. Он подтвердил свою готовность приехать.

Думаем уже о том, чтобы вывезти наш музыкальный фестиваль в соседний Гомель, а также в Смоленск. В Смоленске, славном своей историей не меньше Витебска, есть филармония, но также нет собственного симфонического оркестра. Публика здесь наслышана о том, какие музыканты приезжают зимой к белорусским соседям, и тоже мечтает их послушать. На машине между двумя этими городами всего-то два часа ходу. Почему бы не скооперироваться?

В тему

Ираклий Андроников, писатель, литературовед, телеведущий, народный артист СССР:

"Иван Иванович Соллертинский был талантливейшим ученым-музыковедом... человеком феноменальным по образованности, по уму, острословию, памяти. Профессор консерватории, преподававший, кроме того, и в Театральном институте, и в Хореографическом училище, и в Институте истории искусств, где, между прочим, на словесном отделении он читал курсы логики и психологии, а другое отделение посещал как студент. А получая положенную ему преподавательскую зарплату, в финансовой ведомости расписывался иногда, как бы ошибкою, по-японски, по-арабски или по-гречески: невинная шутка человека, знавшего двадцать шесть иностранных языков и сто диалектов!"