Как вы относитесь к инициативе министра юстиции Латвии Яниса Борданса о необходимости сноса Памятника Освободителям?
Эдгарс Ринкевич: Эта инициатива была выдвинута инициативной группой жителей Латвии, министр юстиции ее только поддержал. Президент Латвии, премьер и я четко обозначили нашу позицию по этому вопросу. Мы против сноса памятника по двум причинам. Во-первых, снос памятника может стать мощным стимулом для раскола общества. Во-вторых, эта инициатива противоречит положениям соглашения России и Латвии от 1994 года и другим международным нормам.
Неграждане остаются субъектом внутреннего латвийского права. Почему их права защищают только общественные организации, а не МИД Латвии?
Эдгарс Ринкевич: Я не согласен с такой постановкой вопроса. МИД Латвии защищает права граждан и неграждан. Латвия и Эстония одновременно вели переговоры с Евросоюзом о том, чтобы неграждане имели право на безвизовые поездки в шенгенские страны. Сейчас успешно проведены переговоры о безвизовых поездках, в том числе и для неграждан, в Объединенные Арабские Эмираты.
Разгорается скандал, связанный с незаконным прослушиванием Соединенными Штатами руководства стран - партнеров по НАТО. Как вы думаете, американские спецслужбы прослушивали ваши телефонные переговоры?
Эдгарс Ринкевич: У меня нет на этот счет информации. Но считаю, что прослушивание союзников это не самый лучший инструмент сотрудничества в рамках НАТО и в рамках взаимодействия с Соединенными Штатами. Между союзниками таких отношений быть не должно. Вместе с тем мы не собираемся драматизировать ситуацию. Тему прослушки следует обсудить в нашей общей североатлантической семье, найти общую формулу и работать дальше. Вселяет надежду, что скандал иссякнет, поскольку тема прослушки сейчас обсуждается руководством Соединенных Штатов.
Латвийские эксперты считают, что родиной рождественской елки является Латвия, а не Германия. Ведутся ли на этот счет споры и каково ваше мнение на этот счет?
Эдгарс Ринкевич: Я слышал, что Эстония пытается доказать, что является родиной рождественской елки. Но я вам совершенно официально хочу заявить, что именно в Латвии появилась первая рождественская елка, а не в Германии и не в Эстонии. Тут не может быть никаких сомнений.