Минобороны избавят армию от коммерческих функций

Руководство Минобороны постепенно избавляет армию от коммерческих функций. В министерстве рассуждают примерно так: генералов, конечно, можно научить торговать и торговаться, но лучше, когда этим занимаются специалисты.

Именно они в ближайшее время возьмут на себя задачу обеспечения Вооруженных сил всем необходимым. Роль главного армейского снабженца отведена Федеральному агентству по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств. Сегодня замруководителя этой структуры Михаил Иванов объявил: "Минобороны принято решение доверить Рособоронпоставке, начиная со следующего года, размещение заказов не только в части гособоронзаказа, но и по всей номенклатуре, закупаемой министерством обороны для наших Вооруженных сил".

Это вовсе не значит, что сотрудники агентства будут с калькуляторами в руках считать, сколько для армии нужно купить ракет и танков, носков и консервов. Потребности войск лучше военных никто не знает, и формирование портфеля заказов останется за генералами. Но подбором предприятий и фирм, готовых и, главное, способных в оговоренный срок и по установленным контрактами ценам снабдить Вооруженные силы качественной продукцией - будь то техника, вооружение, продовольствие или горючее - займется Рособоронпоставка.

Она фактически заменит многочисленные структуры Минобороны, которые в последние несколько лет безуспешно пытались решить задачу: купить у промышленности все самое лучшее, заплатив при этом как можно меньше. Куча департаментов и управлений ведомства до хрипоты спорили по ценообразованию на военную продукцию, меняли правила размещения заказов на ее производство, а армия все равно недополучала то, что ей необходимо и за что она выкладывала огромные деньги. Конечно, не обходилось и без коррупционных схем. Иначе как объяснить, что многие открытые конкурсы и торги, организованные Минобороны, либо отменяли, либо там побеждали организации, явно не способные полностью выполнить военные контракты. А ведь перед тем, как допустить такие фирмы к конкурсу и размещать там заказы, эксперты из оборонного ведомства были обязаны проверить их надежность.

К чему эти привело при реализации гособоронзаказа-2013, можно судить по данным замминистра обороны Юрия Борисова. По его словам, ряд предприятий промышленности сорвали сроки исполнения военных контрактов. В качестве одной из основных причин такой ситуации Борисов назвал неготовность предприятий поставлять оружие и военную технику в плановых объемах - им просто не хватает производственных мощностей и квалифицированных кадров. Так, к примеру, случилось с Арзамасским машиностроительным заводом, который выпускает для армии бронетранспортеры БТР-80 и БТР-82А. Другую причину срыва замминистра связывает с отсутствием оценки рисков на этапе предконтрактной работы и недостоверную оценку головными исполнителями своих возможностей при выходе на конкурс.

Все эти нюансы сказываются не только при закупке техники и вооружения. Они, к сожалению, характерны для любых торгов, и это обстоятельство придется учитывать руководителям Рособоронпоставки. Тем более, что потребности армии из год в год растут, а вместе с ними увеличивается финансирование Вооруженных сил. К примеру, известно, что гособоронзаказ - 2014 по сравнению с нынешним годом вырастет на четверть и составит почти 1,7 миллиарда рублей.