ФСИН разрабатывает программу по борьбе с распространением экстремизма

Тюремное ведомство разрабатывает специальную программу по борьбе с распространением радикальных идей за решеткой. Как выясняется, религиозные экстремисты все чаще стали использовать казенные дома как площадку для вербовки новых сторонников. В результате нередко получается, что в тюрьму садится один экстремист, а на свободу выходят уже десять.

Как сделать, чтобы взрывоопасные идеи не были заразительны? Вчера эти проблемы обсуждались на Всероссийской конференции "О мерах по противодействию распространению в исправительных учреждениях радикализма, религиозного экстремизма", организованной по инициативе Федеральной службы исполнения наказаний.

В тюремном ведомстве признали, что уголовная среда стала благоприятным источником вербовки в свои ряды "новых воинов джихада". Сейчас за решеткой находится более 1100 человек, осужденных за преступления террористического характера и экстремистской направленности. Одни из них сеяли смерть, взрывая бомбы, другие сеяли вражду пропагандой опасных взглядов.

Как отметили в тюремном ведомстве, в последние годы заметно увеличилось число осужденных за преступления, совершенные из ненависти или вражды. Причем многие из них действовали не в одиночку. Если в 2009 году за решеткой сидели 176 участников праворадикальных группировок, то сейчас сидят уже 342 члена каких-нибудь бригад. Много это или мало? Всего в колониях сегодня находится более 560 тысяч человек. Так что вроде бы процент экстремистов и радикалов среди них небольшой. Однако зачастую это сплоченные и организованные группы. В прессе и на неофициальных форумах в Сети уже давно писали, что подобные группы все чаще приобретают вес и влияние в неформальной арестантской среде, так что многие заключенные охотно присоединяются к ним, получая тем самым защиту.

На конференции начальник управления ФСИН генерал-майор внутренней службы Валерий Трофимов привел такой пример: в прошлом году в Новосибирске было ликвидировано сообщество, занимавшееся вооруженными ограблениями. Часть денег, полученных от преступного промысла, направлялась на Северный Кавказ в бандитское подполье. Как выяснилось, около половины членов сибирской банды примкнули к религиозным экстремистам, будучи в тюрьме.

Поэтому сотрудники тюремного ведомства, а также спецслужб стараются помешать экстремистам проповедовать свои радикальные идеи за решеткой. В тюрьмах таких проповедников берут на профилактический учет, с ними ведется адресная работа. Сейчас на профилактическом учете состоят 426 таких проповедников и сторонников горячих подходов.