Юные артисты "Пиано" не слышат и не говорят. В пантомиме даже привычный им язык жестов - лишний. Обычно они и роли свои не запоминают досконально - иначе выйдет не игра, а работа. "Это натуральные дети, просто владеющие определенным мастерством. Главный наш критерий - улыбка: никакая методика не поможет, если дети не смеются", - объяснил Чикишев успех театра, чьи спектакли понятны любому зрителю независимо от возраста и наличия медицинских проблем.
Уникальную детскую труппу он создал в 1986-м, с тех пор она побывала на десятках фестивалей и завоевала признание в 13 странах мира. В Воронеже на мастер-класс Чикишева в рамках фестиваля "Большая перемена" пришли педагоги спецшкол и театральных кружков, библиотекари и студенты академии искусств.
- Я работаю с неслышащими, но точно так же можно раскрывать творческие способности в любых людях, - убежден режиссер. - Театр - это развитие личности, это живые ироничные глаза. Обществу нужны фантазеры. Мои глухие ребята - прекрасные, гениальные, мужественные, они несмотря ни на что накапливают счастье и дарят зрителям. Я, профессионал, - не могу так радоваться этому миру, как они. И другие взрослые не могут. Не знаю, где начинается эта потеря театра… Может, великий друг всех детей Дед Мороз виноват? Он всегда просит рассказать стишок и никогда не говорит - сочини! Почему?! Когда дети играют в спектакле - почему в них видят прежде всего исполнителей, а не творцов? На физкультуре их заставляют бежать быстрее, прыгать выше - в заданном направлении, с заданным результатом. Отсюда зажимы и блоки в теле. А с ним нужно договориться. Маленький человек должен чувствовать, что у него получается, что он в чем-то мастер.
Встали в круг, перемешались, потолкались невзначай локтями и коленками, сцепились мизинцами и "поздоровались" головами, присели на одной ноге и завалились в хохочущую "кучу малу"… Способы раскрепоститься и начать остросюжетную игру, не проронив ни слова, - из "букваря" актерского мастерства. Полетела "комета" - мячик, завязанный в яркий платок - что с нею придумать? Наверное, она горячая? Возможно, верткая, как ужик? А вдруг она превратилась в мышку, а ты - в кошку?..
- Ваша цель - получить удовольствие! - подначивал Владимир, подбрасывая все новые идеи и провоцируя тактильные "диалоги" между разыгравшимися воронежцами. - Взрослым всегда важно, чтобы ребенок был "занят делом". Рисовал, например. Тишь да гладь. Но когда он играет с воображаемой кометой, которая то увеличивается, то уменьшается в размерах, то превращается в тарелку или стену - он тоже занят серьезным делом! Ребенка надо научить искать игру вокруг себя, видеть повод к ней в любой мелочи. В игре он может сделать в игре товарищу больно, не заметив этого. Такой опыт учит бережно относиться друг к другу.
"Ну, теперь будет чем занять ребят на перемене", - записывали за Чикишевым учителя. "Хулиганство" в движениях открывает глухим образное мышление - а ведь их способ думать, как и жестовый язык вообще, очень конкретный. В Воронеже для развития глухонемых детей уже используют жестовые песни - вид пантомимы. А в Нижнем Новгороде экспериментируют с песочной анимацией, снимают дактильные мультфильмы…
-Игра - возможность менять правила игры, придумывать их на ходу. Иначе дети привыкают вести себя так, как удобно системе, - добавил Владимир Чикишев. - В интернатах для глухих раньше везде висела инструкция о фонетическом режиме: каждый взрослый обязан добиваться от ребенка правильного произношения. Однажды я застал сцену - девочка идет, согнувшись от боли, на вопрос учителя что-то невразумительное бормочет, а тот ее не к врачу тащит, а заставляет четко повторить: "У меня болит живот". Это в корне неверно!.. Начинать надо с младших, они самые гибкие и открытые, готовые вступать в диалог, которого там всем так не хватает в жизни. Старшие уже амотивированы, это наша главная беда. Когда руки опустились, их разве что краном поднимешь.
Справка "РГ"
Мастер-класс Владимира Чикишева состоялся в рамках международного фестиваля театра для детей"Большая перемена", проходящего в Москве и других городах России в дни осенних каникул. Воронеж включился в него в 2013 году. Куратор экспозиций, музейных программ и фестивалей для школьников из Санкт-Петербурга Мария Коростелева провела семинар по адаптации выставок к потребностям "особых" ребят. Член Российской арт-терапевтической ассоциации, преподаватель пластики движения Лора Урванцева показала, как можно использовать танец для познания внутреннего мира человека и развития творческих способностей. А хореограф, создатель театра "DEREVO" Антон Адасинский поставил со студентами академии искусств свой знаменитый спектакль "Однажды" (Once).
Подробнее о театре "Пиано" и методике контактной импровизации для глухих детей - на сайте www.tepi.org.