Когда десять лет назад новый информационный продукт появился в Иркутске, первыми его преимущество оценили поставщики услуг. Раньше каждый поставщик тех же коммунальных услуг заключал договор с каждым банком по отдельности. И только затем начинался прием платежей от населения. Бухгалтерам в домоуправлении приходилось сверять баланс с одним банком, потом с другим, потом с третьим и так далее. Однако после подключения к электронной новинке необходимость в таких посиделках отпала - все расчеты ведутся с расчетным банком Системы "Город".
Содержание и обслуживание Системы требует серьезных финансовых затрат на оборудование и штат высококлассных программистов, отмечает директор Системы "Город" Алексей Кохо. Но истинная ее уникальность заключается не в сложных технических формулах, а в простой организационной форме рабочих взаимоотношений между ее участниками. Как построен процесс?
Собственник жилья вносит платеж, сделать он это может в любом удобном для него банке, в платежном терминале или через Интернет. Эти деньги поступают в единый расчетный банк, а оттуда, в зависимости от назначения, уходят производителям тепло- и электроэнергии, поставщикам воды, операторам связи, в детский сад, наконец, если вы оплачиваете пребывание своего ребенка в дошкольном учреждении.
Организациям, оказывающим все эти и другие услуги, не нужно заключать договоры с банками, коих десятки, а потом сводить баланс с каждым по отдельности. Система берет все на себя, ежедневно составляет реестр полученных средств и отправляет его поставщику услуг, тем самым оперативно информируя о текущей ситуации с платежами. Реестр легко сверить с суммой, перечисленной на банковский счет предприятия. Сходится до копейки.
- Как-то к нам обратились местные поставщики услуг из Саратова, - рассказывает заместитель директора Ирина Бурносова. - Они взаимодействовали с целым рядом банков и некредитных организаций, им надоело с каждым по отдельности все выверять. В Интернете узнали, что есть такая Система и просят: "Примите нас в нее!".
Кроме всего прочего, автоматизация платежей исключает возможность ошибки при зачислении средств. Ошибки, которую принято объяснять человеческим фактором. И это не удивительно, если учитывать, что бухгалтеру приходится обрабатывать сотни, а то и тысячи платежей в месяц. Тогда как через Систему "Город" в Иркутской области за сутки проходит до 20 тысяч (!) платежей, и поставщики услуг получают электронные реестры, пригодные для автоматической загрузки, что позволяет сверку платежей делать удобной.
Отсюда еще один плюс - защита от неправомерных действий, когда оператор берет платеж, потом его отменяет, а деньги оставляет себе. Это тоже реальность.
Управляющие компании и плательщики неоднократно сталкивались с такими махинациями. Но если коммунальщики подключены к Системе, то подобные кражи выявляются мгновенно. Другое немаловажное преимущество для ресурсоснабжающих организаций: расчетный банк, где первоначально аккумулируются средства, гарантирует - если платеж был произведен абонентом, но по какой-то причине поступление средств задерживается, то банк готов из своих резервов направить необходимую сумму поставщику услуг.
Любовь отдельных управляющих компаний и ТСЖ к наличности, когда народные деньги собираются неделями, копятся и складываются для сохранности в якобы надежный ящик, чревата серьезными по следствиями. Однажды бухгалтера одного из иркутских ТСЖ хорошенько стукнули по голове и отобрали всю наличность. Первое, что она сделала после этого, - подключила свое товарищество собственников жилья к Системе "Город". Платежи пошли напрямую поставщикам, да и времени для полноценной личной жизни с тех пор у неё стало побольше.
Недавно мэр Иркутска Виктор Кондрашов заявил о необходимости перевести городскую администрацию на электронный документооборот. Информационные технологии сделают работу чиновников более надежной - обращения иркутян не затеряются под сукном, более удобной - не надо бегать по кабинетам для согласования бумаг, более оперативной - вопросы решаются нажатием клавиши. Система "Город" в определённой степени представляет собой живое воплощение мечты мэра.
Система "Город":
г. Иркутск, ул. Лермонтова, 279/4,
тел. (3952) 70-36-70 http://www.uplati.ru.