22.11.2013 12:37
    Поделиться

    Южная Корея закупит 40 самолетов-невидимок F-35 для ВВС

    Правительство Южной Кореи приняло окончательное решение не проводить тендер, а просто заказать для своих ВВС 40 американских истребителей-"невидимок" F-35 A. Таким образом, крупнейший в истории Кореи оборонный заказ, который назвали "контрактом века", достался американскому концерну "Локхид Мартин".

    Напомним, что правительство Республики Корея проводило тендер на второй этап обновления парка боевых самолетов для ВВС страны. Проект носит название F-X. Сеул собирался закупить 60 боевых машин, на что выделено 8 триллионов 300 миллиардов вон (7,45 миллиарда долларов). Это самый крупный оборонный заказ Южной Кореи за всю послевоенную историю, из-за чего его уже окрестили "контрактом века". С самого начала было три претендента: американский концерн "Локхид Мартин", предлагавший истребитель F-35 А, также представляющий США "Боинг" с самолетом F-15 SE Silent Eagle и европейский концерн EADS с машиной Eurofighter Tranche 3 Typhoon. До финального этапа дошел только "Боинг". "Локхид Мартин" выбыл из-за чрезмерно высоких цен на свои истребители, а EADS из-за невыполнения требований тендера. Однако в итоге Сеул отказался и от F-15 SE, сославшись на не самые лучшие характеристики этих самолетов. Тендер было решено провести с самого начала.

    О том, что Сеул после долгих мучений и споров все же решит закупить дорогие, но "невидимые" F-35, стало известно еще за несколько дней до этого, когда в прессу просочились сведения о новых требованиях, которые выдвинули ВВС. Эти правила фактически не оставили двум другим претендентам - F-15 и Eurofighter Tranche 3 Typhoon - никаких шансов на успех. Единственной интригой оставалось количество самолетов F-35, которые закажет Сеул у "Локхид Мартин". Правда и здесь сразу стала фигурировать цифра именно в 40 машин.

    В ходе состоявшегося в пятницу 22 ноября заседания Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил Республики Корея было решено закупить сначала 40 машин F-35 A. Истребители будут поступать в войска в период с 2018 по 2021 гг.

    Вместе с тем, военные подчеркнули, что им в рамках модернизации ВВС необходимо 60 новых истребителей, а потому вопрос о приобретении оставшихся 20 единиц будет решен позже "с учетом изменений ситуации в сфере безопасности, тенденций развития науки и техники, а также новых требований к боевой технике".

    Если же говорить совсем прямо, то у Южной Кореи попросту не хватило денег на 60 единиц F-35. В условиях отсутствия возможности получить новые средства, неуступчивости "Локхид Мартин" в отношении цены и необходимости "заткнуть дыры" в воздушной обороне и было решено "пока купить" 40 машин F-35.

    Правда, даже после этого, по словам экспертов, в период 2017-2018 гг. ВВС Южной Кореи будут испытывать нехватку в 50-80 истребителей, так как устаревшие F-4 и F-5 будут списаны, а новые самолеты пока не появятся.

    Интрига в определенной степени остается по поводу оставшихся 20 самолетов. Фаворитом по-прежнему считаются именно F-35, и скорее всего именно их Сеул приобретет несколько лет спустя, когда "наскребет деньги". Но не исключено, что правительство Юга примет во внимание и голоса оппонентов, которые указывают на слабое вооружение F-35 и необходимость получения зарубежных технологий для создания собственного южнокорейского истребителя в рамках проекта (KF-X). А тут уже появляется шанс для двух других конкурентов - "Боинга" с самолетом F-15 SE Silent Eagle и европейского концерна EADS с машиной Eurofighter Tranche 3 Typhoon. Эти две компании заявили о готовности пойти на передачу технологий Сеулу в случае получения контракта, да и вооружения эти машины могут нести больше, так как не приносят боенагрузку в жертву "невидимости".

    Но, насколько можно судить, вопрос об оставшихся самолетах будет решаться позже. Их собираются поставить на дежурство лишь в 2023-2024 гг., а потому время для раздумий у корейцев есть.

    По поводу же 40 машин F-35 A,которые Сеул решился-таки заказать, известно, что в Корею будут поступать модели "блока 3" проекта F-35, разработка которых будет завершена в 2016 г. На этих самолетах будут стоять ракеты класса "воздух-воздух", "воздух-земля". Будет иметься возможность нести оружие на внешней подвеске. Однако повторимся, их еще предстоит разработать и испытать, что и смущало некоторых экспертов. Южная Корея в итоге решила в этом плане рискнуть, посчитав, что малая заметность на радарах стоит и таких денег, и всех возможных рисков.

    Представители Министерства обороны Южной Кореи пояснили, что F-35 A имеет "внутреннее" вооружение ,состоящее из 2 ракет класса "воздух-земля" и 2 ракет "воздух-воздух". Таким образом южане смогут одновременно запустить по КНДР 80 ракет с самолетов-"невидимок" F-35 A, что существенно увеличивает ударную силу Сеула. Именно так в Сеуле прокомментировали новость о приобретении новых самолетов.

    Очевидно также и то, что на решение Сеула в пользу "невидимок" повлияло и то, как очень нервно реагировал Пхеньян на прилет на Корейский полуостров других самолетов с технологией "стелс" - F-22. "Прилет американских F-22 устроил большой переполох в армии КНДР, которая пыталась их обнаружить. Мы также зафиксировали, что во время присутствия в нашем воздушном пространстве "невидимок" военное руководство Северной Кореи резко сократило свои передвижения", - сообщил источник в военном ведомстве Южной Кореи.

    Стало также известно, что военные приняли решение внести определенные изменения в планы по созданию собственного истребителя. По слухам, Сеул намерен к 2020 г. завершить разработку истребителя KF-X, а с 2023 года начать принимать свои машины в состав вооруженных сил.

    Справка "РГ"

    История принятия на вооружение самолетов в ВВС Южной Кореи:

    1950 г. (июль) - F-51
    1955 г. (июнь) - F-86 F
    1965 г. (апрель) - F-5 A
    1969 г. (август) - F-4 D
    1974 г. (август) - F-5 E
    1976 г. (октябрь) - A-37 B
    1977 г. (сентябрь)- F-4 E
    1986 г. (апрель) - F-16
    1994 г. (декабрь) - KF-16
    2005 г. (ноябрь) - F-15 K
    2018 г. (планы) - F-35 A

    Поделиться