Награды "За выдающиеся достижения в области инноваций" удостоилась принципиально новая технология воздействия на нефтяной пласт, которая позволяет значительно увеличить добычу. Причем даже из сильно обводненных и практически уже безнадежных скважин. В чем суть технологии?
- Чтобы выжать из пласта больше нефти, мы воздействуем на него ударной волной плазмы, -- объясняет один из авторов проекта Петр Агеев. - Такая волна возникает, когда при температуре около 28 тысяч градусов Цельсия взрываем металлический проводник. Плазма давит на пласт с огромной силой -- около 10 тонн на квадратный сантиметр, сжимая его как пружину. А затем пласт начинает обратное движение, он расширяется. Только в одной точке пласт может получить до 50 таких мощных ударов продолжительностью 50 микросекунд, а после чего воздействие перемещается вниз вдоль скважины.
Но от простой тряски пласта мало проку. Важно вызвать в нем резонанс, тогда воздействие возрастает многократно. И такой шанс дает природа. Дело в том, что любой пласт - это не что-то "мертвое", окостеневшее. На него воздействуют приливы и отливы, различные толчки из глубин Земли и.т.д. Словом, пласт колеблется. Зная это, ученые собрали в ударной волне целый "букет" различных частот, и одна обязательно попадает в резонанс с колебаниями пласта, вызывая необходимый резонанс. А вот от такой тряски связка "нефть- вода" начинает разрушаться, вода опускается вниз, а нефть подниматься вверх. Крайне важно, что частоту резонанса пласт запоминает надолго и продолжает на ней "жить" 1,5-2 года.
И еще один эффект резонанса: он очищает зону вокруг скважины, где за годы эксплуатации накапливается много всяческой грязи. Она препятствует проходу нефти, серьезно сокращая добычу. "Ожив" под ударами плазмы, пласт сбрасывает всю эту грязь в свободную зону под скважиной, освобождая проход нефти.
По словам Агеева, новая технология уже применялась почти на 200-х месторождениях России и 20 зарубежных. Опыт показывает, что обводненность скважин падает с 80 процентов до 40, а добыча нефти увеличиться более чем в два раза. Научный руководитель проекта - доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского горного университета Анатолий Молчанов.