11-месячная Варвара родилась в Финляндии. Ее мать Ирина Куликова и отец Владимир Ушаков - граждане Российской Федерации. Судя по имеющейся скупой пока информации, отношения между родителями девочки напряженные. Во всяком случае, об этом говорит тот факт, что Ирина, вернувшись домой из больницы, куда она на некоторое время попала после родов, обнаружила, что дочки там нет: Владимир увез малышку в соседнюю Норвегию.
Куликова обратилась к местным юристам. Адвокат Юрки Леивонен добился распоряжения финских властей о возврате Ушакова с дочерью в Финляндию. Такое развитие ситуации обеспечивало участие Финляндии и Норвегии в Гаагской конвенции о похищении детей 1980 г. Однако, вернувшись, отец Вари обратился в Уездный суд города Вантаа с требованием оставить дочь у него. И суд в срочном порядке это его требование удовлетворил, обосновав это свое решение обескураживающе простым соображением: 11-месячная дочь должна жить у отца, "потому что она уже некоторое время провела у него". Кроме того, финские органы опеки потребовали изолировать ребенка от матери. Уездный суд города Вантаа удовлетворил и это ходатайство, поскольку, по его мнению и по заключению экспертов Минюста Финляндии, Россия не соблюдает ту самую Гаагскую конвенцию о похищении детей, и существует серьезная угроза "похищения" Варвары и ее вывоза в Россию. Ирине Куликовой позволено видеться с маленькой дочкой только в присутствии охраны, услуги которой она сама же и должна оплачивать.
Как заявил "Голосу России" Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов, эта ситуация будет находиться под самым пристальным вниманием российской стороны. "Мы сейчас пытаемся получить информацию от наших дипломатических источников, - сказал омбудсмен, - но, к сожалению, сейчас выходные дни, тем не менее, дежурный посол сейчас разбирается. Как только информация будет, мы обязательно ее передадим и будем отслеживать эту ситуацию".
Справка "РГ"
Россия присоединилась к Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей в июле 2011 года, став ее 83 страной-участницей. Финляндия является участницей Конвенции с 1994-го.
После присоединения к Конвенции любая страна должна быть признана каждой из стран-участниц для того, чтобы этот международный договор начал действовать между ними. Такое двустороннее признание особо оговаривается в этом документе. На апрель 2013 г. наше участие в Конвенции признали 19 стран. Гаагская конвенция о похищении детей в отношении Финляндии и России после их взаимного признания вступила в силу с 1 января 2013 года. Первым делом, рассмотрение которого основывалось на этом признании, стало дело жительницы Петрозаводска Светланы Карелиной. Бывший муж Карелиной, имеющий финское гражданство, забрал на каникулы в Финляндию шестилетних двойняшек и отказался возвращать их матери. В марте 2013 года суд Хельсинки полностью признал решение Верховного суда Республики Карелия о том, что шестилетние Артем и Соня должны жить с матерью, а постоянным местом проживания детей должен быть город Петрозаводск. Кстати, адвокатом, защищающим родительские права Светланы Карелиной, как и в случае Ирины Куликовой, был Юрки Леивонен.